РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЕС-БЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ |
Моторика | |||
Автор: Гончарова Анна Сергеевна, Панафутина Анастасия Юрьевна, Фирсова Иванна Васильевна | |||
06.11.2023 13:59 | |||
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЕС-БЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А. Сухомлинский В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является актуальной. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему. Начиная с дошкольных образовательных учреждений, одной из основных задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритет-ной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из компонентов здорововьесберегающих технологий является развитие мелкой моторики как один из способов развития речи и интеллекта. В дошкольном возрасте основной вид деятельности — это игра. Значительное накопление опыта ребенком происходит в данном виде деятельности, что требует определённой разви-вающей предметно – пространственной среды. Развитие мелкой моторики должно базиро-ваться на комплексном подходе — сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. В нашем ДОУ была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая соответствует требованиям ФГОС, индивидуальным и воз-растным особенностям детей и направлена на гармоничное развитие ребенка, на создание положительной атмосферы в группе. При создании предметно-равивающей среды мы использовали основные принципы: сис-тематичность, многократность и последовательность от простого к сложному, индивидуаль-ный и дифференцируемый подход. Создавая предметно-развиващую среду, мы отталкивались от таких игр, заданий и упраж-нений, как: массаж пальцев и кистей рук; игры с пальчиками; игры с разными материалами (поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками); игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми иг-рушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками; игры с тренажерами (на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками). Работа начинается с детьми младшего возраста с по-степенным усложнением игр в каждой возрастной группе. В каждой группе ДОУ был создан сенсомоторный уголок, который периодически обнов-ляется. Он включает в себя:
Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав изменяются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей, как было отмечено ранее. В группе с детьми каждый день проводятся пальчиковые игры в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, а также включаются в занятия и игры на прогулках. Детям очень нравится рассказывать стихи, потешки, сопровождая текст действиями при помощи пальчи-ков, но самое главное, что эти игры способствуют развитию речи, развивают чувства ритма, воображение, вызывают у детей радость от общения. Ежедневный массаж пальчиков и ла-дошек увеличивает интерес детей к действиям с пальцами рук. Особую радость вызывают игры в сенсорных уголках. Содержание уголков постоянно обновляется. В них дети играют с сенсорными мешочками, которые помогают делать роди-тели. Они шьют их из плотной ткани. Наполняют крупой, макаронами, пуговицами, природным материалом. Также дети играют с различными по величине бусами, которые нанизывают на ниточку. Большое значение в нашей работе уделяется развивающим тренажерам, которые также созданы своими руками. С их помощью отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку. Например, тренажёр «Волшебная подушка» дает возможность учиться застёгивать, расстегивать различные молнии, пуговицы, кнопки, завязывать, развязывать ленточки, шнурки. Тренажёр «Паровозик из Ромашкова» сшит из фетра и также тренирует детскую руку в застегивании пуговиц. Эти игры развивают воображение, т.к. все детали мо-дульные и меняются местами по желанию детей. Также в рамках проводимой работы была создана фетровая книга «Развивашки». Книга модульная, динамичная. Все составляющие детали меняются местами по замыслу ребенка. Игры с данной книгой вызывают огромный интерес у детей. Опытом данной деятельности педагоги нашего ДОУ поделились на областном семинаре. Работа получила высокую оценку положительно и вызвала массу положительных эмоций. Особое внимание в работе мы уделяем штриховке, обведению по трафарету фигур или предметов. В старших группах используется техника по Я.А. Шлеппер «Волшебные спи-ральки». Она основана на вращательно-поступательном движении плечевого, локтевого, лу-чезапястного суставов конечностей верхнего плечевого пояса. Это тренирует не только мел-кую моторику, но и координацию движения тела. Для штриховки использую книжки — рас-краски. Продолжительностью данного вида деятельности не более 5-7 минут. Штриховка способствует развитию глазомера, умению видеть контуры фигуры, не выходить за их пре-делы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями. Представленная методика «Спиралевидная техника работы цветными карандашами» Я.А. Шлеппера представляет практический интерес в области детской психологии. Это связанно с несколькими моментами:
Затем, в более старшем возрасте, оно приобретает характеристики, способные выво-дить ребенка за пределы ситуации (В. В. Давыдов, Е. Е. Кравцова). Используя такую технику рисования, мы можем оказать определенное влияние на развитие умения ре-бенка выходить за пределы окружающих предметов и придумывать интересные сюже-ты. 6. С помощью необычного смешивания цвета ребенок сможет самостоятельно разбирать особенности появления того или иного цвета, что оказывает влияние на цветовое вос-приятие и на развитие цветочувствительности. Следовательно, рисуя в комфортной для себя манере и технике, ребенок не только разви-вается в познавательном отношении, но и успешно реализует одну из своих базовых потреб-ностей – потребность в рисовании. В старших группах дети играют в пальчиковый театр. Игры проводятся не только с кук-лами разных размеров. Существует такой вид театра, как театр теней. В процессе игры раз-вивается не только мелкая и общая моторика, но и воображение и инициативность детей. Во всех возрастных группах используется такой вид деятельности, как игры с песком. Это позволяет не только развивать моторику, но и используется, как терапия. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Один из методов совершен-ствования, которые мы используем в своей работе Су-Джок терапия (су-кисть, джок – стопа). Мы применяем Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массаж-ными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Универсальность Су-Джок терапии состоит в том, что ее могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Педагогами ДОУ была создана картотека игр на развитие мелкой моторики. Родители по желанию могут взять материалы домой и ознакомиться с ними поближе. Систематическая работа в данном направлении с поэтапном усложнением в разных воз-растных группах к концу подготовительной группы позволяет достичь следующих положи-тельных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скован-ность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма при подготовке к школе. Подводя итог можно сказать, что развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста очень важная задача для педагогов и родителей. Только в совместной постоянной и систематической работе можно добиться положительных результатов. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук через продуктив-ные виды деятельности способствует всестороннему развитию ребенка, формированию ин-теллектуальных способностей, речевому развитию, сохранению психического, физического здоровья ребенка. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|