«Традиционные и нетрадиционные формы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» |
Моторика | |||
Автор: Сохина Кристина Николаевна | |||
18.01.2023 11:55 | |||
«Традиционные и нетрадиционные формы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №108 Сохина К.Н. Работая воспитателем в детском саду, я стала понимать всю важность развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. У детей с ОВЗ дошкольного возраста, я столкнулась с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание формы, цвета. В нарушении моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. А ведь еще В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находится на кончиках пальцев! Именно здесь неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребенка. Конечно, развитие мелкой моторики не единственный фактор, способствующий развитию речи.
Мне хотелось бы поделиться с вами своим опытом по использованию кинетического песка в работе с детьми. Как писал К. Д.Ушинский: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!» Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. Кинетический песок, является необычным материалом, отлично подходит для игр и развития малышей, коррекционной поддержки детей с ОВЗ. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк. Ребенок просто играет с волшебной массой, но при этом у него развиваются усидчивость, фантазия, тактильные ощущения, мелкая моторика, внимательность. Дети обожают играть с кинетическим песком, а если вы немного направите фантазию ребенка, показав, что можно делать из этого материала — предела восторгу не будет. Помимо того, что кинетический песок несет немалую пользу для детей, он также полезен и взрослым, так как благодаря ему, можно расслабиться, снять стресс, активизировать мышление и воображение. Занятия с кинетическим песком формируют уверенность в себе, способствуют эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации. С помощью песочных игр можно корректировать поведение ребенка, его эмоционально- личностные качества. Игра с кинетическим песком является еще и отличным диагностическим методом, дает возможность увидеть и понять, что происходит у ребенка внутри, его переживания, эмоции, страхи, дает возможность отработать негатив, проработать конфликтные ситуации в игре. «Разложи по цвету» Детский пинцет для игр — незаменимая вещь для тренировки мелкой моторики, концентрации и координации движений. Это очень увлекает ребенка любого возраста. Взять разноцветные бусинки и раскладывать их по цветам с помощью щипцов в разные ёмкости по цвету. Эта не сложная игра хорошо развивает моторику рук детей. Игры с пинцетом предназначены для индивидуальной работы, совместной и самостоятельной деятельности ребенка. Игры с пинцетом имеют широкое разнообразие выбора. В настоящее время широкое распространение получили гидрогелевые шарики Орбиз. Исходя из интересов детей и их увлеченности к этому продукту, я решила воспользоваться шариками, так как это очень увлекает детей и способствует развитию мелкой моторики рук детей с ОВЗ. При работе с шариками Орбиз было замечено, что их текстура приятна ребенку, дети с удовольствием в них играют, проявляя лишь положительные эмоции. Они обладают успокаивающим действием, расслабляют и раскрепощают ребенка. Массаж Су -джок шарами. Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст. Позже они произносят тексты самостоятельно. Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?
Таким образом, Су — Джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления и самосовершенствования путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с элементами су-джоктерапии позволяет значительно улучшить состояние мелкой моторики, а, следовательно, повысить качество творческих работ. Системная, разнообразная работа по развитию мелкой моторики с учетом индивидуальных особенностей детей способствует созреванию соответствующих зон коры головного мозга и стимулирует дальнейшего развития мышц мелкой моторики и речевых навыков.
|