Развитие мелкой моторики рук детей с расстройством аутистического спектра посредством использования нетрадиционных методов. |
Моторика | |||
Автор: Шамрикова Галина Анатольевна | |||
15.11.2022 16:08 | |||
Развитие мелкой моторики рук детей с расстройством аутистического спектра посредством использования нетрадиционных методов. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 города Крымска муниципального образования Крымский район МБДОУ детский сад № 18 Методическая разработка Подготовила: Шамрикова Г.А 2022г Известный нейрофизиолог В.М. Бехтерев, отмечая взаимосвязь между развитием речи и развитием тонких движений пальцев рук, говорил: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию». На начальном этапе жизни мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. У детей с РАС очень часто бывают отклонения в развитии мелкой моторики рук, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации. Это отрицательно сказывается на становлении навыков письма и других видах ручной деятельности детей. Дошкольники с РАС испытывают большие трудности в тех видах деятельности, где необходимы точные координированные движения рук, такие как, рисование, лепка, одевание, шнуровка. Поэтому так необходимо развивать у дошкольников с РАС точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность. В своей работе я использую различные игры и пособия для развития мелкой моторики рук. При работе с ребёнком РАС использую как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы. Работу по развитию мелкой моторики рук у ребёнка с РАС провожу систематически, по 5-10 минут ежедневно в процессе непосредственно-образовательной и совместной деятельности и индивидуально. Для решения этой проблемы, в своей группе создала предметно-развивающею среду для развития мелкой моторики рук. В группе есть материал для творчества и исследований, исходя из запросов детей. Благодаря широкому выбору можно суметь заинтересовать ребенка. В группе есть такие игры как мозайка, пирамидки, домино, крупные и мелкие пазлы, матрешки. Игры с крупой находятся в контейнерах: фасоль, макароны, соль, манка, гречка, рис. Различные баночки и тюбики- дети откручивают и закручивают крышечки, игры с прищепками, где дети прикрепляют их на коробку- все это направленно на развитие силы рук, дифференцированные движения пальцев. Так же заинтересовала родителей и привлекла к организации деятельности способствующей развитию у детей мелкой моторики рук. Провела конкурс с родителями на тему «Мои волшебные бусы». Бусы родители изготовили из различного материала, разной формы и цвета. В информационном уголке группы для родителей я помещаю рекомендации и описания упражнений по развитию мелкой моторики рук. Так же были проведены индивидуальные беседы с родителями. Пальчиковые игры с крупой
рисунки.
миску ставим ситечко. При пересыпании макароны остаются в сите. Их пересыпаем в другую миску.
указательным пальцами и опускаем её в маленький пузырёк. В ходе таких игр развивается мелкая моторика рук, фантазия, мышление, память, также ребёнок запоминает определённое положение рук и последовательность движений, кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма. Ребёнок с удовольствием включается в игру: перебирает пальчиками крупы, сортирует их по цвету, форме, отыскивает в крупе различные игрушки. В своей работе с ребёнком РАС применяем морскую соль для развития мелкой моторики и оздоровления. Работа с морской солью:
Нетрадиционная форма работы с морской солью. Используя цикл упражнений с морской солью для пальцев и кистей рук, которые направлен на развитие мелкой моторики и оздоровление ребёнок осваивает основные движения (сжимание, разжимание, постукивание, вращательные движения указательными пальцами, потирание ладонью о ладонь, пересыпание). Упражнения для пальцев и кисти руки Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.
Использование необычного сочетания пальчикового тренинга и морской соли – несложный и доступный вид деятельности для ребёнка с РАС, очень интересный и увлекательный. Ребёнок с удовольствием играет и одновременно происходит не только формирование мыслительных и психических процессов, но и укрепление здоровья ребёнка. Метод– Су-Джок терапия. Это один из методов лечения и профилактики восточной медицины. Он оказывает воздействие на биоэнергитические точки для активизации защитных функций организма и направлен на воздействие на зоны коры головного мозга. Приёмы Су-Джок терапии сопровождаем забавными стишками, потешками, сказками. Ребёнок с удовольствием использует массажёр: колечки-пружинки, массажные шарики- «ёжики» Шариком стимулируем зоны на ладошках, а массажные кольца надеваем на пальчики. Игровые упражнения в стихах 1. «Будь здоров!» Чтоб здоров был пальчик наш, Сделаем ему массаж. Посильнее разотрём И к другому перейдём. (Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке). 2. «Крючочки» Как наш пальчик изловчился И за шарик зацепился. Буду шарик поднимать, Свои пальцы обучать. (Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать). 3. «Шарик пальчиком катаю» Шарик пальчиком катаю, Ловкость пальцев проверяю. Ты, колючий шарик мой, Подружись сейчас со мной. (Шарик на ладони катать каждым пальчиком). 4. «Шарик» Шарик я открыть хочу. Правой я рукой кручу. Шарик я открыть хочу. Левой я рукой кручу. (Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика). 5. «Ловкие пальчики» Я вам шарик покажу. Двумя пальцами держу. (Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем). 6. «Друзья» Вместе пальчики друзья. Колечко катим, ты и я. (Надевать кольцо на два больших, на два указательных, на два средних, на два безымянных, на два мизинца). 7. «Кручу-верчу» Шарик пальцами кручу. Здоровым быть всегда хочу. (Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой – средний, безымянный – большой). 8. «Прыжки» Пальчик мой по кочкам, прыг. Он хороший ученик. (Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам). Шары- «ёжики» с колечками благотворно влияют на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук. Заключение Развитие кисти рук и координации движений пальцев рук- задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития с детьми РАС. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, я систематически использую пальчиковые игры в своей работе. Использование нетрадиционных методов в своей работе, я вижу проявление интереса у детей с РАС к различным видам деятельности. Используя данные методы развития мелкой моторики рук у детей РАС, можно добиться определенных результатов: Развитие психических функций: память, внимание, речь. Улучшится ориентировка в пространстве. Развивается усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца. Кисти и пальцы детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений. Развивается навык самообслуживания. В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей РАС способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное-способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности. Список литературы
|