Развитие у детей мелкой моторики и навыков самообслуживания с помощью авторского дидактического материала |
Моторика | |||
Автор: Серых Лариса Сергеевна | |||
12.11.2022 09:15 | |||
Развитие у детей мелкой моторики и навыков самообслуживания с помощью авторского дидактического материала Серых Лариса Сергеевна Проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посвящено большое количество статей и исследований. Важность данной темы объясняется тем, что развитие кисти и пальцев рук стимулирует формирование всей нервной системы ребенка совокупно: вследствие совершенствования навыков мелкой моторики, у детей развиваются не только те области мозга, что ответственны за движение, но и соседние зоны, которые отвечают за мышление, речь и творчество. Кроме того, практически все аспекты дальнейшей бытовой и учебной жизни ребенка связаны с необходимостью использования точных движений кистей и пальцев (держать столовые приборы, одеваться, писать, рисовать и т.д.), поэтому развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего возраста. Однако в современном мире наблюдается тенденция к тому, что самые элементарные мелко моторные действия и базовые навыки самообслуживания стали вызывать трудности у детей.
В магазинах существует огромный ассортимент просто устроенных и удобных в использовании игрушек. Они яркие и отвечают тенденциям современных мультипликаций, поэтому способны заинтересовать детей на долгое время, но зачастую не оказывают должного влияния на развитие мелкой моторики ребенка. При этом, как ни странно, простые вещи, окружающие ребенка повсеместно (пуговицы, ленты, шнуровки, замки, столовые приборы, липучки), вызывают у детей интерес не меньший, чем современные игрушки. Во многом этот интерес вызван желанием подражать действиям старших, что не всегда удается ребенку вне садика, т.к. в целях экономии времени взрослые лишают детей возможности выполнения базовых вещей самостоятельно – сами застегивают молнию на одежде, подбирают мелкие предметы с пола, раскрывают коробки с игрушками, застегивают липучки на обуви и т. д. Совокупность двух факторов (проблема развития базовых навыков самообслуживания у ребенка и искренний интересе детей к примитивным бытовым предметам), приводит к пониманию необходимости создания авторского дидактического материала, который бы развивал мелкую моторику детей и имел конкретную цель – формирование у ребенка навыка выполнения базовых бытовых действий в процессе игровой деятельности (умение держать столовые и канцелярские приборы, застегивать пуговицы, молнии и липучки на одежде, шнуровать обувь и т.д.). Именно поэтому для создания авторского дидактического материала следует активно использовать замки, прищепки, резинки, пуговицы, безопасные кнопки, шнурки и ленты. Например, активные игры с прищепками (см. Приложение 1) способствуют развитию кисти и двух пальцев рук, благодаря чему наблюдается положительная динамика в увеличении количества детей, которые приобретают навык уверенно держать столовые и канцелярские приборы. Полотна (см. Приложение 2) и ленты с пуговицами (см. Приложение 3) способствуют развитию координации движений и усидчивости детей, наблюдается их стремление к точности в выполнении определенного действия. Игрушки, направленные на групповое взаимодействие, например, солнышко из замков (см. Приложение 4), не только приводят к овладению детьми навыка работы с застежками-молниями, но и формируют умение наблюдать за действиями друг друга и корректировать свою деятельность так, чтобы положительный результат был достигнут. Обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что существует огромное количество вариантов создания авторского дидактического материала, игра с которым способствовала бы развитию у детей необходимых в повседневной жизни элементарных действий и бытовых умений. В данной работе приведены лишь некоторые из авторских примеров. Кроме того, самостоятельно созданный дидактический материал, направленный на развитие мелкой моторики, как нельзя лучше влияет на воображение и творческие способности ребенка, совершенствует коммуникативные навыки, а также стимулирует умственную деятельность детей, способствуя развитию их памяти, артикуляционного аппарата и увеличению словарного запаса. Список литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1. Игры с прищепками Приложение 2. Полотно с пуговицами Приложение 3. Ленты с пуговицами Приложение 4. Солнышко
|