Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мелкая моторика: советы по развитию ребёнка
Моторика
Автор: Заздравных Инна Ивановна   
11.05.2014 03:17

Мелкая моторика: советы по развитию ребёнка Заздравных Инна Ивановна, воспитатель МДОУ №40, г.Старый Оскол «Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев» В.А.Сухомлинский Для хорошего физического и нервно-психического развития ребёнкаЗаздравных Инна Ивановна, воспитатель МДОУ №40, г.Старый Оскол
«Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев»
В.А.Сухомлинский
Для хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка нужно развивать его руки, кисти, ручные умения или, как принято называть, мелкую пальцевую моторику. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.


Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.
С того момента, как дали малышу карандаш и бумагу, он, подражая действиям взрослых, начинает манипулировать с ними. Проводя карандашом по бумаге, он замечает, что карандаш оставляет след. Так возникают каракули. Сначала это будут слегка закруглённые с одинаковым, слабым нажимом линии, затем многократные, короткие и длинные линии, точки, галочки. Перелом наступает тогда, когда каракули отдалённо напоминают предметы. Постепенно у ребёнка накапливается запас постоянный сочетаний линий, так называемых графических образов. Но мало дать ребёнку бумагу, карандаш, краски. Надо научить его «технике рисования», показать, как держать карандаш, как проводить линии, как смешивать краски. Нужно помочь ему накопить запас образов, показывая как рисовать мячик, ёлочку, домик. Ребёнок легко усваивает образы, если этот опыт проходит во время игры, занимательного действия, эмоционально окрашенного переживания. Если сохранять плоды детского творчества, то через несколько лет перед вами предстанет поучительная картина, как постепенно раскрывается способность изображать то, что его окружает. Рисование – это графический и живописный способ изображения действительности. Изображение сюжета требует умение расположить предмет на листе бумаги, придать различные позы персонажам, показать их отношения.
Это начальная фаза развития мелкой моторики. Но на этом развитие не заканчивается. Следующим этапом развития является аппликация.
Аппликация – это декоративно-силуэтное изображение. Здесь можно отметить две основные части: вырезывание из бумаги и приклеивание получившихся фигур на лист. При этом ярко представлена форма, цвет и величина изображаемого предмета, а так же композиция из нескольких элементов. Поэтому аппликация способствует развитию чувства ритма, цвета и формы. В совместной деятельности с ребёнком развивается не только художественный и эстетический вкус, но и речь.
Впоследствии возникает необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы. Поэтому одним из главных способов сенсорного развития является лепка.
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, солёному тесту.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков. Она даёт возможность показать предмет в трёхмерном изображении. Ребёнок может придать предмету любую форму, менять её, добиваясь совершенства. В процессе лепки у детей развивается глазомер и двигательно-осязательные ощущения, также развивает гибкость и подвижность пальцев, способствует улучшению речи.
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Работа по развитию кисти должна проводится в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки, является общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Проекция движения кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. И «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2, 5 месяца, что для маленького ребенка очень много.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год