Развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков
Аннотация: Статья раскрывает актуальность развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, поскольку у дошкольников этой категории отмечаются специфические трудности в развитии мелкой моторики рук. Автор статьи даёт определение понятию «графические навыки» и подробно рассматривает наиболее эффективные методы и приёмы по их формированию.
Формирование графических навыков является одной из сторон общего развития детей на дошкольном уровне образования. Способность человека с помощью графических знаков выражать содержание речи считается необходимым навыком в современном мире. Графика – ключевое понятие в методике обучения первоначальному письму. В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв. Термин «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв. Мелкая моторика отвечает за скоординированность действий человека, направленных на выполнение точных движений кистями и пальцами рук [8].
Скачать конспект
Актуальность данной проблемы состоит в том, что специалистами отмечается значительной увеличение количества детей с несформированными графическими навыками. Отмечено, что графические движения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста зачастую неловки, плохо координированы, замедленны или импульсивны [3].
А.Р. Лурия считает, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление; хорошее развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, так как речь очень тесно связана и с мышлением [6].
В настоящее время, стоит вопрос формирования графических навыков при подготовке руки к письму, поскольку высокий уровень этих навыков является основным фактором, который указывает на эффективность письма и готовность дошкольника к обучению в школе.
Итак, графический навык — это автоматизированный способ дифференцирования и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, их начертание с помощью определенных движений руки [8].
Уровень развития графического навыка напрямую связан с ручной умелостью ребёнка, поэтому очень важно на этапе формирования этого навыка развивать мелкую моторику рук. На дошкольном этапе обучения уделяется большое значение этой работе. Тем более, если речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым характерны трудности выполнения графических движений, копирования простого рисунка, штрихования; отсутствие координации всех нужных звеньев руки во время письма и рисования; отсутствие зрительного контроля за графическими движениями, колебания наклона, различная ширина букв и так далее. Дети не могут правильно ориентироваться на листе бумаги [7].
В связи с этим развитие мелкой моторики рук представляется важным направлением в развитии графических навыков у дошкольников.
Целесообразно рассмотреть некоторые методы и приёмы по формированию графических навыков.
Начинать следует с подготовительных упражнений в виде:
- отстукивания ритма стихотворения, затем «прошагивание» указательным и средним пальцем этот ритм по столу;
- введение в работу остальных пальцев руки в определённой последовательности;
- одновременные движения пальцами обеих рук;
- одновременные разнотипные движения пальцами обеих рук [2].
После проведённой подготовительной работы следует приступать непосредственно к работе над развитием навыка штрихования и рисования, такие задания способствуют подготовке руки ребёнка к выполнению письменных упражнений.
Такие упражнения могут включать в себя:
- штрихование по контуру (прямое, вертикальное, горизонтальное, наклонное, клубочками, с одинаковым нажимом), обводка;
- срисовывание геометрических фигур, копирование рисунка;
- зарисовка деталей и предметов с натуры;
- дорисовывание предметов;
- рисование узора;
- раскрашивание листа в разных направлениях;
- использование метода вероятностей, который основан на рисовании по точкам, дорисовывании незавершённого рисунка, копирование рисунков посредством копировальной бумаги;
- ориентировка в тетради в клетку, где можно рисовать прямые линии, короткие и длинные палочки, дуги, овалы и полуовалы (по точкам и без) и т.д.;
- выкладывание по контуру различных изображений ниток;
- использование крупной и мелкой мозаики, конструктора, собирание пазлов;
- использование пластилинографии (рисование пластилином), пальчиковой живописи, монотипии, кляксографии (рисование кляксы способом выдувания), штампинга (печатание оттисками), рисования ватными палочками, аппликации из бросового материала, оригами и т.д.;
- проведение физпауз с использованием элементов пальчиковой гимнастики.
Рассмотрим некоторые из них:
- Упражнение «Соедини картинки» [4] нацелено на развитие пространственной ориентировки на листе бумаги и развитие графических навыков. Ребёнку предлагается обвести пунктирные линии, соединяющие картинки, как показано на рисунке 1 [10].
Рисунок 1 – «Соедини картинки»
- Упражнение «Дорисуй вторую половинку» [5] нацелено на развитие внимания, зрительной и двигательной координации, мелкой моторики. Ребёнку предлагается дорисовать вторую половинку изображённого предмета, например, как показано на рисунке 2 [10].
Рисунок 2 — «Дорисуй вторую половинку»
- Упражнение «Весёлые дорожки» [4] нацелено на развитие тонкой моторики пальцев рук. Ребёнку предлагается проводить указательным пальцем по изображённым дорожкам, не отрываясь от них, затем пальцами обеих рук одновременно, как показано на рисунке 3 [10].
Рисунок 3 — «Весёлые дорожки»
- Использование бросового материала (пуговицы, бусины, камешки, зерна, веревочки, ленты пластмассовые или деревянные палочки и т.п.). Работая с различным бросовым материалом, ребёнок развивает не только моторику пальцев рук, но и творческие способности, мышление, внимание, воображение. При помощи этого материала возможно проводить следующие игровые упражнения:
- выкладывание заданного ряда (из пуговиц, бусин, зерен) или узора, рисунок 4 [10].
Рисунок 4 – Выкладывание узора из бусин
- наклеивание лент, шнурков, ниток на основу – лабиринт, рисунок 5 [10].
Рисунок 5 – Наклеивание ниток на основу-лабиринт
- наматывание шнурков на катушку;
- раскладывание зерен, камешек, бусин в разные коробки;
- размещение прищепок по цвету на какой-либо основе, рисунок 6 [10].
Рисунок 6 – Размещение прищепок по цвету
- Использование песочной терапии для развития мелкой моторики пальцев руки, её графических навыков достаточно эффективно и интересно для дошкольников. С песком выполняют также различные упражнения: рисование заданных узоров пальчиками на песке; начертание заданных палочек, крючочков, петелек; написание отдельных букв, слогов, слов; рисование на свободную тему; одновременное рисование заданных линий пальчиками обеих рук [9].
- Достаточно эффективным считается применение в логопедической практике развивающих игр В. Воскобовича [1]. Например, графический тренажёр «Игровизор» с комплектом дидактического материала полностью направлен на формирование и развитие графомоторики, логики и внимания, рисунок 7 [10]
Рисунок 7 – «Игровизор»
- При помощи этого тренажёра дошкольники с ОВЗ могут развивать навыки ориентирования на листе бумаги (графический диктант, задания на нахождение объекта на листе бумаги); навыки дорисовывания, обводки и штриховки различных объектов и фигур, прописывания по точкам и без них букв и цифр и т.д. Тренажёр интересен тем, что его верхняя прозрачная часть, на которой пишет и рисует ребёнок, легко стирается мягкой губкой и можно продолжать бесконечно работать на этой поверхности. Дети с удовольствием работают с этим пособием, поскольку оно позволяет осуществлять самоконтроль и легко убирать ошибки и недочёты.
Также эффективна в применении игра В. Воскобовича «Шнур-затейник Малыш» [1]. При помощи трёх цветных шнурков ребёнок может выполнить узор на рабочем поле по заданному образцу, рисунок 8 [10].
Рисунок 8 — игра «Шнур-затейник Малыш»
Таким образом, рассмотренные выше методы и приёмы предусматривают поэтапное развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, ставят во главу работу над формированием тонких координированных движений рук.
Формирование графических навыков является важным направлением коррекционно-развивающей деятельности педагога дошкольного образования, поскольку их сформированность влияет на готовность детей к письму.
Список использованной литературы
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. -СПб., 2007.
- Гаврина С.Е. Развиваем моторику / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль, 2007. – 45 с.
- Григорьева Г.В. Изобразительная деятельность дошкольников // Дошкольное образование. — 2018. — № 3. — 147 с.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. – М.: Владос, 2003.
- Куликова Е.Н. «Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам) / Е.Н. Куликова, М.М. Шерипова. // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247. 1). — С. 109-114. — URL: https: //moluch. ru/archive/247/56843/.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950. – 98 с.
- Нарихнюк Ю.В., Васильева В.С. Нарушение мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https: //scienceforum. ru/2017/article/2017036891.
- Тасуева М.А. Ручная моторика и графо-моторные навыки в психолингвистической литературе // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:http: //scienceforum. ru/2017/article/2017035062.
- Тимощенко Е.Г. Развитие графо-моторного навыка у детей. // Логопед. -2012. — № 5.
- https: //yandex. kz/images/search
|