Презентация «Развитие мелкой моторики для развития речи дошкольников» |
Моторика | |||
Автор: Мазунина Оксана Александровна | |||
13.03.2022 09:35 | |||
Презентация «Развитие мелкой моторики для развития речи дошкольников» Автор: Мазунина Оксана Александровна, учитель-логопед, МАДОУ № 12, ст. Ленинградская, Краснодарский край Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т. д.), без которых не может развиваться любая деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности дошкольника. В свою очередь организованная художественная деятельность представляет эффективное средство развития речи у дошкольников. Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) способствуют развитию мелкой моторики кисти руки, зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляцию их объема и четкости. Развивая моторику у детей дошкольного возраста, мы развиваем речевую деятельность, готовим ребенка к школе. Рисуем, лепим, вырезаем, делаем поделки – развиваем речь. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь дошкольника. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связанная речь. И наоборот. Но ведь слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное, помнить золотое правило – игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. У детей ведущая деятельность – игровая, так давайте же это все превратим в игру, и вы увидите потрясающий результат. Игры на развитие мелкой моторики для дошкольников Пальчиковые игры Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Задачи:
Массаж и самомассаж Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. И в этом поможет самомассаж и массаж пальцев и кистей рук. Игры с пластилином, песком и тестом Пластилин, песок и тесто прикасаются к каждой точке пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Они дают уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Бумагопластика, Оригами Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами. Кардмейкинг. Квилинг Всё более популярными становятся современные технологии для творчества. Развивающие игры В.Воскобовича И вот среди многообразия творческих подходов, игр, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр – это «Развивающие игры Вадима Владимировича Воскобовича». Основные принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Неоценима возможность игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского сада. Коррекционная работа направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Основная задача заключается в организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Кроме того, работа над развитием моторики рук способствует овладению тонко координированными движениями рук, нормализации мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитию тонких двигательных координаций; развитию его слухового внимания; упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений кинетического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук. Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно и в детском саду и дома. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Не забывайте, что вы —родитель- самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего ребёнка ни на миг.
|