Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста. |
Моторика | |||
Автор: Шустова Алина Леонидовна | |||
16.01.2021 22:54 | |||
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста. В последние годы всё у большего количества детей раннего возраста появляется проблема слабых пальцев рук, что говорит о задержке моторного развития, которая, к сожалению, перестала быть редкостью. Современные дети не без труда овладевают способностью самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки на обуви. Но ведь именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Под термином «мелкая моторика» понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Важность развития мелкой моторики. Во-первых, мелкая моторика тесно связана с нервной системой, а также имеет прямое отношение к памяти ребёнка, его вниманию, зрению и восприятию. Развивая мелкую моторику, ребёнок развивает не только пальчики. Во-вторых, одним из показателей психического здоровья ребёнка, его готовности к обучению, является уровень развития мелкой моторики. В-третьих, развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане. В-четвёртых, стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Таким образом формируя навыки мелкой моторики, можно повлиять на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, понимание и т. д. И, наконец, в-пятых, ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и крайне положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Особенности развития мелкой моторики для детей раннего возраста. Ранний возраст ребёнка характеризуется значительной интенсивностью физического и психического развития – повышается активность, причём эта активность становится более целенаправленной, что является наиболее важным достижением этого возраста. Движения становятся разнообразными и координированными, в том числе и мелкая моторика рук. Резко увеличивается любознательность ребёнка, в следствие чего увеличивает его словарный запас, появляются элементарные виды суждений об окружающем мире. Также появляются простейшие навыки самообслуживания – ребёнка учат самостоятельно есть, одеваться, выполнять гигиенические процедуры. Благодаря наглядно-образной форме мышления, которая преобладает у детей в данном возрасте, ребёнок может не только объединить предметы по внешнему сходству, но и усвоить общепринятые представления о группах предметов, например — животные, одежда, мебель. Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается не только на становлении речи, но также повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Виды игр для развития мелкой моторики. Мелкую моторику рук обычно развивают при помощи таких видов игр, как:
Также необходимо развивать мелкую моторику рук при помощи физических упражнений. Например, лазание и висы (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребёнка, развивают мышцы. Дети, которым позволяют лазать и висеть, лучше осваивают упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. Также массаж пальчиков и кистей рук очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом. Массаж необходимо делать аккуратно, тёплыми руками, плавными, равномерными движенями. Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики рук можно придумать очень много, причём, из подручных материалов:
Работа с родителями. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. При занятии родителей с детьми необходимо соблюдать следующие правила:
|