Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Тысяча и одна сенсорная коробка»
Моторика
Автор: Таланкина Александра Николаевна   
02.01.2021 19:38

«Тысяча и одна сенсорная коробка»«Тысяча и одна сенсорная коробка»

Автор: воспитатель Таланкина Александра Николаевна. Дошкольное отделение МОУ «СОШ №13» г. Копейск Челябинская область

Дошкольное детство — основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

В истории дошкольной педагогики, одно из центральных мест, на всех этапах ее развития занимала проблема сенсорного воспитания. Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков.

Так метод М. Монтессори дает возможность самостоятельно приобретать знания и открывать свой внутренний мир, что гораздо важнее, чем сообщение со стороны взрослых. Методика развития тактильных чувств – учит детей «видеть руками» окружающий мир. Мария Монтессори экспериментально доказала, что прежде, чем ребёнок начнёт заучивать цвета, формы, называть и различать запахи и т.д., он проходит период практической деятельности и, создавать развивающий материал необходимо, уделяя большое внимание организации упражнений практической жизни.

 

На современном этапе развития научных знаний о дошкольном возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. Необходимо дать ребенку как можно больше естественнонаучных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира, а также создать среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из принципов выступает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение его в различные виды деятельности, что указывает на необходимость создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах дошкольной организации.

В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике, я опираюсь на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Одним из условий сенсорного развития является наличие у ребенка познавательного интереса к какому-либо роду деятельности. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Он не возникает сам по себе у ребенка, его формирование достаточно трудоемкий процесс и от взрослых зависит, каким он будет – успешным или наоборот.

Универсальной вещью для тактильных игр являются сенсорные коробки, с различными наполнениями.

Сенсорная коробка, и чем она полезна для развития ребенка? Она вызывает огромный интерес: сочетание разнообразных предметов, которые можно брать пальчиками, перекладывать, щупать, мять, переливать, а некоторыми еще издавать звуки – шуршать, звенеть или хотя бы стучать, в общем, исследовать без каких – либо ограничений.

Опыт работы с сенсорными коробками показал, что развивают они не только мелкую моторику, координацию движений, усидчивость, навыки сортировки и классификации, математические навыки: счет, группировка, измерение и взвешивание, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребят развиваются и психические процессы: воображение, фантазия, память, мышление. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развития связной речи. Большую часть информации дети получают эмпирически, то есть посредством собственных ощущений. Кроме того, благодаря сенсорным коробкам дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно – экспериментальным путем, а главное самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации – умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого. У детей развивается совместное игровое взаимодействие со сверстниками.

Такие «бесценные» игрушки в нашей дошкольной группе сделаны своими руками совместными усилиями с родительской общественностью. Самое главное достоинство коробки в том, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста и до старшего дошкольного возраста. Наши сенсорные коробки – это емкости с разнообразными наполнителями пригодными для детской игры: различные крупы, макароны, природный материал. Помимо наполнителя, в сенсорную коробку сложены разные предметы, с которыми можно играть. Прекрасно подходят мелкие фигурки животных и людей, камушки, ракушки, игрушечные овощи, искусственные растения, деревянные постройки, аквагрунт. Для игры добавляю и «инструменты»: совочки разных размеров, ситечки, грабли, лопатки, щипцы, мисочки, воронки и т.д. Все предметы подобраны так, чтобы они были разными на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие, холодные, теплые, с запахами. Емкости для сенсорных коробок подбирались с учетом возраста детей, когда они уже умеют и любят играть не в одиночестве, а со сверстниками. Они находятся в свободном доступе у детей, они могут использовать их по своему усмотрению. Родители заинтересованы в познавательном развитии своих детей, активно продолжают пополнять наши коробки.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка дошкольного возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка, на основе имеющегося у него жизненного опыта.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год