Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование правильного звукопроизношения и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Моторика
Автор: Веденина Екатерина Николаевна Лихолетова Татьяна Викторовна Кудасова Дина Владимировна   
18.10.2020 07:04

Формирование правильного звукопроизношения и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возрастаФормирование правильного звукопроизношения и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями

Выполнила:

  • Веденина Екатерина Николаевна
  • Лихолетова Татьяна Викторовна
  • Кудасова Дина Владимировна

Пояснительная записка:

Речевое развитие является одним из ключевых аспектов развития ребенка, ведь именно благодаря речи человек становится частью социума, развиваясь с интеллектуальной, психической, эмоциональной и коммуникативной стороны. Речь служит своеобразным мостом между человеком и окружающим его миром, позволяет высказывать собственные мысли и взгляды, передавать эмоции и принимать их от других людей. Значение речи невозможно переоценить, особенно если учесть, что для полноценного речевого развития отведен достаточно ограниченный период времени – ранний и дошкольный возраст.

Краткий психологический словарь определяет речь как исторически сложившуюся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форму общения, которая опосредована языком [Краткий психологический словарь 1999].

 

Грамотная, богатая и красивая речь в ее тесной связи с мышлением является неотъемлемым условием гармоничного и всестороннего развития ребенка. Богатство, правильность и точность речи, умение найти нужное слово в каждой ситуации позволяют ребенку активно познавать окружающий мир, вступать в продуктивные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Речь ребенка развивается в различных аспектах: структурном – формирование фонетического, лексического и грамматического уровней; функциональном – формирование языка как средства коммуникации, развитие диалогической и монологической форм речи; познавательном – формирование способности осознания языковых и речевых явлений [Алексеева 2000: 50].

Звукопроизношение является одной из сторон речевого развития, и процесс его правильного формирования является весьма сложным и комплексным, поскольку ребенок должен научиться управлять органами артикуляции, свободно переключаться с одного звука на другой, контролировать собственную речь и воспринимая речь окружающих, опираясь на фонематический слух. Современная ситуация такова, что больше половины детей в дошкольном возрасте имеет те или иные нарушения звукопроизношения. Проблемы формирования и развития правильного звукопроизношения предметно изучены в логопедии А.Н. Гвоздевым, Н.И. Жинкиным, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и другими учеными. Существуют и широко применяются различные эффективные методики для устранения нарушений звукопроизношения, разработанные, например, В.М. Акименко, Е.Ф. Архипова, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, М.А. Поваляевой.

Однако не следует забывать о том, что речь не развивается сама по себе, в отрыве от других психических функций и моторных навыков. Высказывание В.А. Сухомлинского хорошо известно большинству людей, так или иначе сталкивающихся с вопросами развития речи, однако повторим его: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» [Сухомлинский 1983: 17].

Вопросами развития мелкой моторики рук в связи с ее влиянием на высшую нервную деятельность и речевое развитие занимались П.Н. Анохина, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонов, А.Р. Лурия, И.М. Сеченов. Развитие мелкой моторики рук создает предпосылки для развития в том числе и речи, что говорит о необходимости направлять процесс от движения к мышлению и уделять максимум времени и внимания развитию общей и мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста [Ковалева 2017].

Это подводит к мысли о необходимости развития речи ребенка в сочетании с его моторным развитием. Уже в конфуцианстве можно найти примеры некоторых упражнений, способствующих укреплению здоровья и развитию умственных способностей. То же можно проследить в древнегреческой системе воспитания и в древнеиндийской йоге. Именно в этих культурах прослеживаются истоки кинезиологии – науки, изучающей мышечные движения в общем смысле. Существуют различные комплексы упражнений, направленные на активизацию межполушарного взаимодействия, создание нейронных связей между звуковыми и двигательно-кинестетическими ощущениями. Освоение ребенком правильного речевого дыхания, постановка звуков опирается на использование слухового, зрительного, осязательного и двигательного анализаторов и осуществляется с применением различных методик.

Основные двигательные функции развиваются у ребенка в возрасте от рождения до года, т.е. значительно раньше речевой функции, и представляют собой базу для развития более сложных двигательных функций, эмоционального, психического и интеллектуального развития в более старшем возрасте.

Положительное влияние мелких манипуляций рук на высшую нервную деятельность и развитие речи доказал известный русский физиолог В.М. Бехтерев. Это влияние обусловлено близостью областей коры головного мозга, отвечающих за движение органов артикуляции и движение пальцев рук. Нервные импульсы, которые возникают при движении пальцев, поступают в кору головного мозга и активизируют речевые зоны.

Настоящее время активным развитием техники и технологий привело к тому, что многие манипуляции за человека выполняют машины, у большинства родителей не возникает необходимости приучать детей к повседневному домашнему труду. Кажется, зачем учить ребенка мыть посуду, если для этого есть посудомоечная машины? Зачем учить ребенка подметать пол, если есть пылесос? Зачем учить растирать яйца с маслом и сахаром, если хочется испечь печенье, ведь есть миксер или кухонный комбайн, а то и вкусное печенье в магазине? Зачастую родителям учить ребенка такой рутине, если проще сделать многие вещи самому или «поручить» машинам? Но такой подход – дорога в никуда. Мышцы ребенка не развиваются, потому что не возникает необходимость в ручном труде, затем в школе ребенку трудно писать, рука быстро устает, возникают спазмы, записи превращаются в каракули, возникают проблемы с учебой [Василенко 2018: 136].

Дошкольный возраст в этом плане оказывается «золотым веком» детского развития, когда в увлекательной игровой форме ребенка можно научить и правильно произносить звуки, и красиво выражать мысли, и обрести моторную ловкость.

Все вышесказанное определило цель методической разработки: показать родителям простые приемы обучения звукопроизношению и развития мелкой моторики для выполнения их в домашних условиях.

Достижению цели может способствовать решение следующих задач:

  • повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и коррекции речи;
  • активизировать позицию родителей с целью осуществления партнерского взаимодействия с педагогическим коллективом ДОУ;
  • дать возможность родителям предложить собственные идеи и педагогические находки в воспитании детей и тем самым стать активными участниками родительского собрания.

В соответствии с действующим законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является сотрудничество с семьями воспитанников для устранения имеющихся у детей речевых нарушений.

Безусловно, в ДОУ логопедом и воспитателем проводится плановая коррекционно-логопедическая работа, направленная на устранение имеющихся недостатков звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи. Однако невозможно добиться от ребенка правильной во всех отношениях речи без помощи самых близких людей – родителей, чью речь ребенок слышит с самого рождения, с кем он каждый день обсуждает свои впечатления и интересы, кому он задает вопросы, с кем он играет и гуляет. Именно поэтому я решила провести сегодняшнее родительское собрание в такой форме, чтобы все смогли принять в нем активное участие и постараться решить проблемы, связанные с речевым развитием детей.

Для начала определимся, что в каком направлении идет работа по речевому развитию детей в саду. Всего направлений четыре:

  • диагностическое – помогает выявить детей с нарушением речевой функции и отслеживать изменение ситуации в процессе коррекционной работы;
  • коррекционно-развивающее – помогает создать условия для коррекции речевого развития и обеспечить достижение ребенком к окончанию дошкольного образовательного учреждения речевого развития согласно возрастной норме;
  • профилактическое – помогает создать условия для повышения педагогической компетентности воспитателей и родителей в отношении речевого, коммуникативного, познавательного, моторного и интеллектуального развития детей;
  • информационно-методическое – помогает направить работу в современное русло с активным использованием информационно-коммуникационных технологий и других инноваций для достижения лучших результатов.

Наши дети уже совсем большие, пройдет немного времени, и они пойдут в школу, поэтому надо вместе постараться исправить те нарушения речи, которые у них есть сейчас.

Новость хорошая – проблем не так уж и много. В работе со старшими дошкольниками (5-7 лет) наибольшего внимания требует работа по дифференциации смешиваемых звуков. Чаще всего этими звуками оказываются шипящие и свистящие [ш]-[с], [ч]-[ц], звонкие и глухие [в]-[ф], [ж]-[ш], твердые и мягкие [д]-[д"], [л]-[л"], хотя наблюдаются и нарушения звукопроизношения «сложных» звуков.

Формирование правильного звукопроизношения делится на три основных этапа: подготовку артикуляционного аппарата, отработка произношения изолированного звука, автоматизация и закрепление звука в речи (сначала в слогах, затем в словах и в спонтанной речи).

Первый этап заключается в ежедневном выполнении комплекса артикуляционной гимнастики, которому логопед обучает не только детей, но и воспитателей для проведения коротких разминок в течение дня. Также знание упражнений артикуляционной гимнастики поможет любящим родителям заниматься с ребенком дома, тренируя мышцы артикуляционного аппарата и помогая освоить правильное звукопроизношение.

Наверняка многие из вас, будучи ответственными и организованными родителями, выполняют в выходные комплекс артикуляционной гимнастики дома с детьми.

Игра с родителями

Давайте поиграем и вспомним, какие артикуляционные упражнения задавал вашему ребенку в прошлом году логопед. Родители разбиваются на две команды и вспоминают упражнения, записывают их на листочек, а затем показывают. Выигрывает команда, которая последней назовет и покажет упражнение (повторяться нельзя).

Молодцы! Как много упражнений вы вспомнили и показали!

Вот еще примеры упражнений в копилку:

Веселый счет (разминка)

Раз окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили,
Три – в улыбке наши губки,
На четыре чистим зубки,

Пять – мы моем потолок,
Шесть лошадка скок да скок,
Семь – варенье очень любим,
Восемь – горку делать будем,

Девять – дружно мы болтаем,
Десять – ротик закрываем.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [с], [с"], [з], [з"], [ц] включает в себя ставшие классическими упражнения, каждое из которых нужно выполнять 4-5 раз с удержанием заданной позы до 5-7 секунд:

«Заборчик» – улыбнуться, обнажив плотно сжатые зубы.

«Почистим зубы» – улыбнуться с широко открытым ртом, показывая зубы, кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы изнутри.

«Горка» – улыбнуться с широко открытым ртом, упираясь кончиком языка в нижние зубы, спинка языка должна быть поднята, а сам язык должен быть твердым и не «ложиться» на зубы. Если ребенок освоил это упражнение, его можно усложнить: сделать «горку», затем, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы, но чтобы они были видны.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]:

«Накажем непослушный язычок» – губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

«Причешем язычок» – губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоб-лят по верхней поверхности языка.

«Печем блинчики» – широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказать один раз «пя» (испекли и положили блинчик остывать на тарелочку), язык не должен двигаться, а рот немного приоткрыт.

«Сердитый индюк» – приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…».

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [л], [л"], [р], [р"]:

«Маляр» – открыть рот, улыбнуться, показать зубы, кончиком языка двигать по твердому нёбу от зубов до горла и обратно – «красить потолок».

«Лошадка» – поцокать языком.

Перед выполнением артикуляционной гимнастики полезно потренировать речевое дыхание, поскольку оно необходимо для длительного плавного выдоха, способствующего освоению трудных звуков. При выполнении всех дыхательных упражнений воздух следует набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным и плавным, щеки не должны надуваться.

Достаточно выполнить 1-2 упражнения с 3-5 повторами каждого. Можно сделать бумажных бабочек или самолетики и подвесить их на ниточках, чтобы ребенок дул на них. Можно поиграть в «воздушный футбол», закатывая комочки ваты или бумаги между кубиками – «воротами». Можно пускать кораблики в тазу с водой или на улице в луже. Можно поиграть в водолаза, пуская через соломинку пузырьки в стакан с водой. Можно гудеть как пароход или свистеть как паровоз. Ведь гораздо интереснее играть, чем выполнять задания.

Развитию артикуляционной моторики хорошо помогают и различные игры, в которых требуется звукоподражание: «Кто как голос подает?» «Как летит самолет?» «Как идет поезд?» и т.п. Повторение слоговых цепочек достаточно быстро надоедает детям, а вот цокать как лошадка, жужжать как пчела, не надоедает.

В реальности этапы формирования правильного звукопроизношения могут осуществляться в достаточно плотных временных рамках (если нет серьезных нарушений), поэтому схема изучения произношения определенного звука выглядит примерно так:

  • «шоу» – логопед наглядно объясняет детям артикуляционный уклад звука или группы родственных звуков, проговаривая их всевозможными способами;
  • обучение детей произношению изолированного звука, которое проводится в сочетании с тренировкой правильного речевого дыхания и выразительности речи;
  • отработка звука в слогах и звукоподражаниях со сменой силы и высоты голоса, темпа речи;
  • автоматизация звука в словах, фразах, спонтанной речи – здесь просто огромный простор для разнообразных интересных и творческих занятий. Это могут быть загадки, прибаутки, чистоговорки и скороговорки, инсценировка сказок и декламация стихотворений, дидактические и подвижные игры – фантазию можно включить на полную.

Постановка звуков проводится от артикуляционно простых к более трудным в артикуляционном отношении: шипящие – свистящие – сонорные, причем это справедливо как для индивидуальных, так и для фронтальных занятий.

Если звук полностью отсутствует или наблюдается неустойчивое произношение, следует фиксировать внимание детей на этом звуке, его артикуляционном укладе, произношении. Это самый простой вариант постановки звука – по подражанию (вызывание звука). Логопед, воспитатель или родители четко произносят звук и обращают на него внимание ребенка. Обратить внимание ребенка на звук можно, произнося его более длительно и напряженно, несколько утрированно, чтобы ребенок увидел артикуляцию и смог ее воспроизвести.

Если ситуация более сложная, и постановка звука по подражанию невозможна, приходится объяснять артикуляцию. Механика произношения складывается из положения губ, зубов и языка, что и объясняют детям. Затем выполняются упражнения на развитие артикуляционной моторики. После этого детям дается образец произнесения звука, во время групповых занятий сначала дают возможность произнести звук детям, у которых он лучше получается, потому что это становится дополнительным образцом произношения для остальных. Затем звук индивидуально повторяет каждый ребенок, и только потом дети повторяют звук хором.

В тот период, когда логопед ставит ребенку новый звук, очень большая нагрузка ложится на воспитателя и на вас, уважаемые родители, потому что необходимо постоянно следить за тем, как ребенок произносит новый звук, чтобы вовремя поправить его, не допуская закрепления неправильного варианта. Это значит, что следует быть очень внимательными к речи собственных детей, ничего не упуская. Также важным моментом является подбор нового речевого материала для занятий. Если ребенок рассказывал наизусть стихотворение, не умея произносить, например, звук [ш], велика вероятность, что даже научившись произносить этот звук, он собьется в хорошо знакомом тексте и произнесет звук по-прежнему, ошибочно.

Вообще, неплохо приучить себя к такому «хобби»: на время коррекционно-логопедической работы с вашим ребенком коллекционировать различные картинки, стихи, произведения малых фольклорных форм для того, чтобы использовать их для тренировки дикции.

После того, как ребенок прочно усвоил артикуляцию нового звука, научился произносить его изолированно, начинается этап закрепления и автоматизации. Если говорить о механизме автоматизации, то это создание нейронной связи между отдельным звуком речи и словами, в которых он должен присутствовать, но пока ребенку не удается этого добиться.

Это достаточно сложная работа, потому что она требует устранить неправильные динамические стереотипы и выработать новые. Выполняется она постепенно: от звука к слогу, от слога к слову, от слова к фразе. Внутри каждой группы также есть своя последовательность: начинать следует с открытых слогов, затем переходить на обратные и закрытые слоги и только потом добиваться произношения нового звука при стечении согласных. В словах звук также отрабатывается во всех позициях: начало, конец, середина слова. Ни в коем случае нельзя форсировать темп.

На этом этапе уже можно вернуть старый речевой материал в сочетании с новым: дети могут пересказывать любимые сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по картинке или серии картинок. Это сложный и, в общем-то, нудный этап работы, потому что для закрепления и автоматизации требуется ежедневное произношение звука не меньше нескольких десятков раз. Появившийся звук нужно поддерживать, подбадривая и одобряя ребенка, обращая его внимание на то, как хорошо у него получается, как приятно с ним разговаривать, как интересно его слушать. Звук будет более устойчивым, если научить ребенка опираться на различные анализаторы: слухового – слышать, как произносят звук взрослые и как произносит он сам; зрительного – видеть артикуляцию; тактильно-вибрационного – можно положить ладошку на гортань и почувствовать вибрацию; осязательного – коснуться пальцами вытянутых губ, чтобы лучше уловить их положение; кинестетического – ощущать, например, вибрацию кончика языка при произнесении звука [р].

Как вы понимаете, особенность работы по постановке и отработке звука заключается в ее монотонности и рутинности: идет многократное повторение одного и того же звука в разных комбинациях. Это может быть скучно и утомительно для ребенка. Какой же выход из этой ситуации?

Игра «Коллекция идей от родителей»

Перед собранием родители получили листы бумаги и ручки, чтобы можно было записывать возникающие идеи или собственные педагогические находки, а также фишки (кружки бумаги) для «покупки» советов и идей.

Сегодня мы проведем необычный аукцион, будем «продавать» свои идеи. Только что мы говорили с вами об этапах работы по формированию правильного звукопроизношения, но также и однообразности этой работы. Пожалуйста, подумайте и запишите на листочках, ваши предложения о том, как можно мотивировать детей к ежедневному выполнению однотипных упражнений. Каждый из вас через несколько минут получит возможность озвучить свои идеи, предложить собственные варианты, другие родители, если им понравится идея, «купят» ее за фишку. Совет от самого удачливого «коммерсанта», набравший максимум фишек, мы разместим на сайте детского сада.

Молодцы! Отлично поработали, а теперь давайте вернемся к нашему разговору о связи речи с моторным развитием ребенка.

Известный российский физиолог М.М. Кольцова, изучавшая развитие детской речи высказала следующую точку зрения: «Есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это высказывание ученого связано с тем, что сначала происходит развитие тонких движений пальцев рук, затем возникает артикуляция слогов, а дальнейшее совершенствование речи четко коррелирует со степенью развития моторики пальцев [Кольцова 1998: 97].

Именно поэтому обучение общим и мелким движениям детей, совершенствование и развитие этих движений, ручной ловкости, тонких движений пальцев является составной частью коррекционно-логопедической работы. Кроме того, простые двигательные упражнения помогают сбросить напряжение, усталость, расслабиться, что тоже имеет огромное значение, потому что ни в коем случае не следует доводить ребенка занятиями до утомления.

Известно, что многие речевые нарушения вызывает нарушение восприятия и переработки сенсорной информации, поэтому если «наладить» работу сенсорных систем, мозг будет получать правильную, неискаженную информацию и, соответственно, выдавать на нее адекватный ответ. Активизации речевого развития способствует развитие зрительного и слухового анализатора, богатые тактильные ощущения, мелкая моторика, на которой мы и остановимся более подробно.

К мелкой моторики относят различные движения ладонями и пальцами, которые прекрасно развиваются в ходе различных пальчиковых игр и повседневных мелких дел: расстегнуть-застегнуть пуговицы; зашнуровать кроссовки; одеть куклу; построить дом из «Лего»; рисование; лепка из пластилина или полимерной глины; нанизывание бус и браслетов; перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую; сортировка крупы – список практически бесконечный.

В детском саду предметно-развивающая среда достаточно богата и разнообразна: мозаики, пазлы, пирамидки, матрешки, шнуровки, счетные палочки, мячи, трафареты, конструкторы, «чудесный мешочек», бусы, карандаши, природный материал (шишки, каштаны, желуди) и т.п.

Со всеми этими предметами можно придумать и выполнить массу различных упражнений, которыми легко увлечь детей. Если же выполнение упражнений сочетать с повторением стихов, потешек, чистоговорок, речь будет развиваться еще более эффективно [Безруких 2010: 12].

Для начала озвучим общие рекомендации для выполнения упражнений по развитию мелкой моторики: сначала все упражнение делаются в медленном темпе, чтобы ребенок освоил правильные движения, научился удерживать заданное положение ладони и пальцев, переключаться с одного движения на другое; если упражнение изначально не предусмотрено для двух рук, то сначала следует разучить его поочередно для левой и правой руки и только потом выполнять одновременно обеими руками [Белая 2011: 28].

Игра с родителями

Давайте еще раз потренируем собственную память. Вспомните, пожалуйста, какие упражнения пальчиковой гимнастики в прошлом году задавал логопед вашему ребенку.

Родители опять разбиваются на две команды, вспоминают упражнения, записывают их на листочек, а затем показывают. Выигрывает команда, которая последней назовет и покажет упражнение (повторяться нельзя).

Замечательно, все постарались, все молодцы!

А теперь позвольте предложить еще несколько игровых упражнений на развитие мелкой моторики, которые легко можно выполнять с детьми дома. Ключевое слово «игровые», ребенку можно предложить сделать бусы или игрушки-оригами для «ярмарки мастеров» в детском саду, можно научить ставить представления театра теней и многое другое.

Первая игра «Украшения» больше подойдет для девочек, которые очень любят наряжать своих кукол и украшать самих себя.

Ребенку можно предложить пуговицы, бусины, желуди, каштаны, ракушки, чтобы нанизать из них бусы и браслеты, обклеить рамочку для фотографий или кукольную мебель.

«Раскрась разными способами»

Для этой игры потребуются контурные изображения предметов с достаточно простыми очертаниями: геометрические фигуры, листья деревьев, сердечки и т.п. Можно предложить ребенку раскрасить каждый ряд фигур определенным способом: вертикальная, горизонтальная или наклонная штриховка. Важно следить за тем, чтобы ребенок не выходил за границы фигур, штрихи располагались примерно на одинаковом расстоянии друг от друга и были максимально ровными.

«Ярмарка игрушек»

Для изготовления поделок потребуется бумага и схемы выполнения оригами. Схему можно показать самому, а можно научить ребенка пользоваться графической инструкцией, что даст ему возможность приобрести дополнительные навыки, которые будут очень полезны в дальнейшем.

Игра «Вырасти букву»

Ребенок получает лист бумаги, на одном конце которого написана буква маленького размера, а на другом – та же буква, но значительно большей величины. Нужно «вырастить» букву, записывая ее с постепенным увеличением (а можно и наоборот – уменьшить букву).

В «Театр теней» очень весело играть вечером всей семьей, но для этого потребуется предварительная подготовка. Необходим источник света (настольная лампа, положение которой можно регулировать) и экран (подойдет и просто светлая стена). Источник света располагают на расстоянии нескольких метров от «экрана» (2-3 метра, как позволяет размер комнаты). Между источником света и экраном размещают руки «артиста». Можно создавать руками различные фигуры: птица, кошка, лебедь, змея, лев. Фигуры может изображать сразу 2-3 человека, одновременно разыгрывая простые сценки.

«Змейка»

Дети растут в мире информационно-коммуникационных технологий, большинству из них хорошо знакомы многие компьютерные и телефонные игры, одна из них «Змейка». В этой игре коротенькая змейка начинает двигаться по игровому полю, постепенно съедая добычу. Предложите детям поиграть в аналоговую «Змейку». Для этого потребуются цветные прищепки. Вы берете первую прищепку и называете обобщающее слово, например, «обувь», ребенок берет следующую прищепку и называет разновидность обуви, цепляя свою прищепку к вашей. Темы могут быть самыми разными.

А сейчас позвольте задать вам вопрос. Почему так важно развивать мелкую моторику рук? С чем это связано? Где это может пригодиться, кроме как для развития речи?

Игра для родителей «Один ум хорошо, а несколько – лучше»

Сейчас я раздам вам листочки, где записаны эти вопросы, у вас будет несколько минут, чтобы вы могли обдумать и сформулировать ответы на них, а также дать рекомендации для решения поставленных проблем. После этого я соберу листочки, и мы обсудим все предложенные варианты.

Ответы и рекомендации от родителей

Вы совершенно правы, что уже задумываетесь об обучении детей в школе. Проблема развития графомоторных навыков у младших школьников в настоящее время весьма актуальна. Достаточно выйти в социальную сеть работников образования, чтобы понять, что учителей начальной школы беспокоит проблема неготовности детей к обучению. Особенно часто возникают проблемы с письмом, потому что рука ребенка оказывается недостаточно подготовленной к выполнению мелкой и кропотливой работы по написанию букв и цифр. Возникающие затруднения однотипны: быстрая утомляемость руки, неумение «вести» строчку (буквы начинают «плясать» и съезжать со строчки), неумение писать буквы и цифры одинакового размера, ошибки в самом написании символов. Причиной подобных трудностей является недостаточно развитая мелкая моторика пальцев рук и недостаточно сформированная зрительно-двигательная координация. Кроме того, многие дети неправильно держат карандаш и ручку, излишне напрягают кисть, что может даже приводить к спазмированию мышц. Если внимательно посмотреть, как дети рисуют, выполняют задания по штриховке, то можно заметить достаточно тревожные признаки. Например, вместо того, чтобы изменить направление линии, используя тонкие и точные движения пальцев, ребенок начинает поворачивать лист, выполняя рисунок или заштриховывая картинку. Если ребенок рисует слишком мелкие объекты, то это указывает на крайне жесткую фиксацию кисти, что может привести к негативным последствиям. Справиться с этими трудностями необходимо до момента поступления в школу, чтобы неудачи в начальной школе не привели к негативизму по отношению к письму, не уничтожили положительную мотивацию к обучению в целом.

Именно развитием мелкой моторики в направлении подготовки детей к обучению в школе и следует нам с вами заниматься в ближайшее время. Повторю ключевую формулировку: «нам с вами». Конечно, у вас может возникнуть вполне резонный вопрос: «Почему в выходные я должен тратить время на выполнение с ребенком заданий в логопедической тетради, почему так уж необходимо делать артикуляционную гимнастику каждый день, играть в пальчиковые игры?» Конечно, в детском саду и артикуляционной гимнастикой, и упражнениями на развитие речевого дыхания, и играми на развитие мелкой моторики, и развитием фонематического слуха с ребенком занимается логопед, а воспитатель выполняет рекомендации логопеда в течение дня и следит за речью детей во время режимных моментов и игр. Но если за выходные ни разу не открыть логопедическую тетрадь, не уделить несколько минут артикуляционной гимнастике, будет гораздо сложнее добиться от детей правильного звукопроизношения, развить моторные навыки, сформировать грамотную и чистую речь.

Результативность коррекционной помощи ребенку находится в прямой зависимости от участия родителей в процессе формирования правильной речи. А домашние логопедические задания являются индивидуальной формой занятий, которые проводятся по рекомендациям логопеда.

В целом рекомендации по выполнению домашнего задания несложные, очень важно вам самим проявить терпение и организованность, тогда результат не заставит себя ждать.

В заключение позвольте дать некоторые рекомендации по работе с детьми в домашних условиях.

Как вы знаете, у каждого ребенка есть индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой логопед записывает содержание проводимой работы и домашние задания. Задания могут быть разными, поскольку включают все разделы логопедической работы:

  • артикуляционная гимнастика – сначала это упражнения, объясняющие артикуляционный уклад для произнесения определенного звука или группы звуков, затем упражнения на автоматизацию поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, спонтанной речи;
  • развитие фонематического восприятия и звуко-слогового анализа и синтеза;
  • развитие лексико-грамматического строя речи – расширение пассивного словаря, актуализация словаря с использованием упражнений на словоизменение и словообразование, согласование прилагательных и числительных с существительным в роде, числе и падеже, образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, расширение словаря синонимов и антонимов, подбор обобщающих и уточняющих слов;
  • развитие связной речи – построение предложений различного вида, распространение простых предложений, рассказы по серии сюжетных картинок или по отдельной картине, рассказы по опорным словам, плану, схеме, разучивание стихотворений, пересказы сказок и небольших рассказов, самостоятельные рассказы;
  • развитие мелкой моторики и графомоторных навыков – обведение по контуру, дорисовывание недостающей части предмета, штриховка, рисование по трафаретам и шаблонам, разрезные картинки, аппликации, графические диктанты, прописывание печатных букв, слогов, слов и предложений.

Согласно теме сегодняшнего собрания поговорим о выполнении в домашних условиях артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие мелкой моторики.

Упражнения артикуляционной гимнастики следует выполнять дома ежедневно 3-5 раз в день, обязательно поставить перед ребенком зеркало для зрительного контроля правильности выполнения. Задача родителей – следить за тем, чтобы все движения выполнялись точно и плавно. Задания на развитие мелкой моторики также нужно выполнять ежедневно, если задание большое, лучше разбить его на несколько фрагментов, чтобы ребенок не утомился и не заскучал. Ни в коем случае не следует выполнять графические задания за ребенка, даже если у него самого получается медленно и не слишком аккуратно. Гораздо важнее пристально следить за правильностью и аккуратностью выполнения задания и вовремя обращать внимание ребенка на это. Не стоит «выполнять пятилетку за три года», нужно выполнять ровно то, что задано логопедом, а не пытаться бежать вперед.

Безусловно, вы лучше знаете своих детей и можете подобрать оптимальное время дня, которое отводится для выполнения заданий. Обстановка дома должна быть спокойная и доброжелательная, если вы куда-то торопитесь, лучше отложить занятие, чем постоянно подгонять ребенка. Обратите внимание и на то, что занятия дадут желаемый результат только в том случае, если будут проводиться в игровой форме и будут интересны ребенку. Ни в коем случае не принуждайте ребенка к работе, это приведет к прямо противоположному результату. Всегда убеждайтесь, что у ребенка есть удобное хорошо освещенное место для занятий, а все необходимое под рукой. Сначала нужно совместно с ребенком прочитать задание, обсудить и убедиться, что ребенок его понял, а потом проговорить этапы выполнения задания. Продолжительность занятия для детей старшего дошкольного возраста составляет 20-25 минут.

И, пожалуйста, не забывайте хвалить ваших детей, даже если не получилось идеально, ведь они так стараются!

Заключение

Большое спасибо за активное участие в нашем собрании, за ваши идеи, а главное, за ваше неравнодушное отношение. Постараемся подвести итоги всему сказанному сегодня.

Совершенно очевидно, что речь ребенка не развивается в отрыве от других психических и двигательных функций, существует научно доказанная связь между движениями пальцев рук и речевой областью коры головного мозга.

Формирование правильного звукопроизношения требует длительной и серьезной работы, которая включает артикуляционную гимнастику, развитие речевого дыхания и фонематического восприятия, а также развитее мелкой моторики. Развитая мелкая моторика оказывает стимулирующее воздействие на артикуляционный аппарат, не только помогает ребенку научиться правильно произносить звуки, но и развить графомоторные навыки, которые потребуются для обучения в школе. Кроме того, развитая мелкая моторика способствует более активному интеллектуальному и познавательному развитию.

Очень важны систематические занятия различными видами ручной деятельности: пальчиковыми играми, оригами, нанизыванием бус, лепкой, застегиванием и расстегиванием пуговиц и молний, шнуровкой и т.д. Можно подключать ребенка к мелкой домашней работе, например, помочь старенькой бабушке зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицу маме, у которой сейчас заняты руки, помочь слепить печенье или перебрать крупу.

Все перечисленные мелкие движения помогают гармонично развивать различные группы мышц руки, обучают ребенка мышечному контролю, развивают точность и координацию как моторную, так и зрительно-пространственную.

Однако цель обучения правильному звукопроизношению как с применением средств артикуляционной гимнастики, так и с применением упражнений на развитие мелкой моторики может быть достигнута только при систематическом выполнении всех указанных упражнений и заданий. Необходимо поставить общую цель: развить у детей правильную и красивую речь, подготовить детей к обучению в школе и планомерно идти к ней.

Список использованных источников

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Безруких, М.М. Тренируем пальчики / М.М. Безруких. – М.: ООО «Дрофа», 2010. – 432 с.
  3. Белая, А.Е. Пальчиковые игры / А.Е. Белая. – М.: «Астрель», 2011. – 256 с.
  4. Василенко, Н.М. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС / Н.М. Василенко, О.В. Харченко, Е.В. Бабина // Молодой ученый. – 2018. – № 11. – С. 136-138. Сведения доступны также по Интернет: URL https: //moluch. ru/archive/197/48756/ (дата обращения 11. 10. 2018).
  5. Ковалева, Н.Н. Формирование речевых навыков у детей третьего года жизни посредством развития мелкой моторики / Н.Н. Ковалева // Материалы IX международной студенческой конференции «Студенческий научный форум – 2017». [Электронный ресурс] https: //scienceforum. ru/2017/article/2017034179 (дата обращения 11. 10. 2018).
  6. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Кузина. – СПб.: Издательский дом «МиМ», 1998. – 224 с.
  7. Краткий психологический словарь / П.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 512 с.
  8. Сухомлинский, В.А. Об умственном воспитании / В.А. Сухомлинский; сост. и автор вступительной статьи М.И. Мухин. – Киев: Рад. школа, 1983. – 224 с.
  9. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Т.В. Туманова; под ред. Т.Б. Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 48 с.
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс] https: //минобрнауки. рф/документы/6261 (дата обращения 12. 10. 2018).
  11. Социальная сеть работников образования https: //nsportal. ru
  12. http: //logomag. ru
  13. https: //www. logoped. ru
  14. http: //ped-kopilka. ru
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год