Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Моторика
Автор: Волкова Галина Николаевна   
19.06.2020 18:32

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…» В.А. Сухомлинский

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Мелкая моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.

 

Скачать конспект

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет даваться сложно.

Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок сталкивается с проблемами при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель и задачи.

Цель работы:

  • Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

  • Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игрушек.
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей через дидактические игры и пальчиковую гимнастику.

Предполагаемый результат:

  • Усовершенствована предметно – развивающая среда;
  • Положительная динамика развития мелкой моторики детей;
  • Уверенность детей при выполнении заданий, а также улучшения их настроения.

Новизна:

Заключается в раскрытии теоретических, практических обоснований психолого-педагогических условий развития мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством методов и приемов, а так же выявляет особенности работы в этом направлении и эффективного пути ее реализации.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:

Упражнение «Фонарики»; сжимание и разжимание кулачков; потирание кулачков; сминание бумаги в кулаке. Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий. Высокий уровень: точное воспроизведение движения. Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения. Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% — средний.

Работу проводила поэтапно. На I этапе – велась работа с детьми, на II этапе – велась работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы. На III этапе – велась работа с родителями: для родителей была изготовлены и выставлены папки — передвижки: «Дидактические игры для развития мелкой моторики», «Артикуляционные упражнения», «Пальчиковая гимнастика». Были проведены собрания, а так же индивидуальные беседы с родителями детей с недостаточно развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, такие как игра, с песком «Найди что спрятано», «Игры на кухне», работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, мячики «суджоку» карандаш).

Для выполнения поставленных задач использовались различные методы и приёмы:

Словесный метод — словесные обращения воспитателя к детям, объяснения при рассматривании наглядных объектов. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения – в младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод — чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод — игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игровой деятельностью. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал.

Для успешного решения поставленных задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики», Аванесова В. Н. «Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду», И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». На основе данной литературы разработала: перспективный план кружка «Чудо — пальчики» по развитию мелкой моторики. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были закуплены и изготовлены самостоятельно и с помощью родителей (в процессе объявленного конкурса в группе).

Заключение:

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Хотелось бы продолжить работу на следующий год по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год