«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры» |
Моторика | |||
Автор: Волкова Галина Николаевна | |||
19.06.2020 18:32 | |||
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры» «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…» В.А. Сухомлинский Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Мелкая моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.
Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет даваться сложно. Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок сталкивается с проблемами при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение. Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель и задачи. Цель работы:
Задачи:
Предполагаемый результат:
Новизна: Заключается в раскрытии теоретических, практических обоснований психолого-педагогических условий развития мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством методов и приемов, а так же выявляет особенности работы в этом направлении и эффективного пути ее реализации. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям: Упражнение «Фонарики»; сжимание и разжимание кулачков; потирание кулачков; сминание бумаги в кулаке. Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий. Высокий уровень: точное воспроизведение движения. Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения. Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% — средний. Работу проводила поэтапно. На I этапе – велась работа с детьми, на II этапе – велась работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы. На III этапе – велась работа с родителями: для родителей была изготовлены и выставлены папки — передвижки: «Дидактические игры для развития мелкой моторики», «Артикуляционные упражнения», «Пальчиковая гимнастика». Были проведены собрания, а так же индивидуальные беседы с родителями детей с недостаточно развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, такие как игра, с песком «Найди что спрятано», «Игры на кухне», работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, мячики «суджоку» карандаш). Для выполнения поставленных задач использовались различные методы и приёмы: Словесный метод — словесные обращения воспитателя к детям, объяснения при рассматривании наглядных объектов. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия. Наглядно-действенный метод обучения – в младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть. Практический метод — чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания. Игровой метод — игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игровой деятельностью. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал. Для успешного решения поставленных задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики», Аванесова В. Н. «Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду», И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». На основе данной литературы разработала: перспективный план кружка «Чудо — пальчики» по развитию мелкой моторики. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были закуплены и изготовлены самостоятельно и с помощью родителей (в процессе объявленного конкурса в группе). Заключение: Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Хотелось бы продолжить работу на следующий год по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме.
|