Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» |
Моторика | |||
Автор: Кузьмина Вера Валерьевна Чемпосова Юлия Викторовна | |||
14.05.2020 10:41 | |||
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей, познакомить родителей с приемами и способами изображения. Задачи:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно. Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изобразительной деятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Каждая из нетрадиционных техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: Тычок жесткой полусухой кистью (ребенок опускает кисть в гуашь и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности). Рисование пальчиками (ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.) Рисование ладошкой (ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой рукой). Оттиск пробкой (ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка). Обрывание бумаги (ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным. Скатывание бумаги (ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу). Оттиск поролоном (ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон). Оттиск пенопластом (Ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт). Оттиск смятой бумагой (ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить др. цвет, меняются и блюдце и смятая бумага). Восковые мелки + акварель (ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным). Свеча + акварель (ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым). Все эти техники рекомендуются использовать с детьми младшего дошкольного возраста. А сегодня мне хотелось бы провести с вами мастер-класс по нескольким техникам, которые можно применять с детьми в любого возраста. Техника рисования по мокрому листу. Детям очень нравится эта техника. Главное подойти к этому виду рисования с детьми творчески и с юмором. Расплылась клякса? Не беда! Ее всегда можно превратить во что-то интересное и смешное. Может быть даже и совсем не в то, что задумывалось в самом начале. Это очень весело, попробуйте. При рисовании на мокром листе вовсе не обязательно рисовать что-то определённое. Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками. Рисовать по мокрому листу могут как старшие, так и младшие дошкольники. Альбомный лист для рисования по мокрому фону нужно брать очень плотный, можно использовать тонкий белый картон или разрезать ватман. Рисовать нужно только акварельными красками. Как правильно смочить лист для рисования Это самое главное в технике рисования по мокрому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок не получится. Придется потренироваться. Как рисовать по мокрому листу Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточки. При прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки. Если краска не растекается, значит, вы не достаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой. Можно не смачивать весь лист сразу, а смочить только то место где будете сейчас рисовать. Напоминаю, что рисовать по мокрому фону нужно только кончиком кисти и акварельным красками. Кляксография. Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду изобразительного искусства и самим вспомнить детское время. Способ абсолютно не сложный, но очень увлекательный, развивающий не только навыки и способности к рисованию, но и фантазию, смекалку, усидчивость. Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующий материал: Художественную кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи зубной щетки. Краски. В этом виде искусства применяют только жидкую акварель. Если под рукой нет подходящих красок, то можно просто развести имеющуюся акварель водой. Картон или лист белой бумаги. Емкость для воды. Ватные палочки. Этапы творческого процесса Итак, кляксография техника рисования. С чего начать? Если вы новичок в этой области, то первоначально следует определиться с темой будущего рисунка. Здесь крайне важно направить мыслительную деятельность в нужное русло, говоря другими словами, задать направление. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир. Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами. Наиболее распространенный — капельный метод. Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Во втором способе кляксографии используют метод растекания. Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь нужно присмотреться к полученному рисунку и дорисовать детали. Возможно, сегодняшний мастер-класс пригодится вам, и вы с удовольствием будите использовать данные техники со своими детьми. В заключение, хочется пожелать творческих успехов вам и вашим детям. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками. Я хочу закончить нашу встречу словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!
|