«Песочное рисование как самостоятельное занятие по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста» |
Моторика | |||
Автор: Зданович Оксана Валерьевна | |||
15.04.2020 18:01 | |||
«Песочное рисование как самостоятельное занятие по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Современные родители, занимающиеся развитием речи своего ребенка, всегда находятся в поисках новых и эффективных методов, технологий, игр и упражнений, задействующих пальчики крохи. Можно лепить, клеить аппликации, можно собирать конструктор. Как говориться, что душе угодно. Главным условием здесь выступает интерес ребенка к занятию! Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. А познавательный интерес, связанный с положительными эмоциями, с созданием успеха у ребенка активизируется в условиях игры. Еще педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Всем нам с детства хорошо знакома игра в песок. Это то, что интересно, то с чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Но с песком можно не только играть, а еще использовать его как новый и одновременной простой вид изобразительной деятельности, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером?
Рисование песком или метод «Sand-Art» трудно переоценить – это и уникальная по своим возможностям предметно-игровая среда, и замечательный сенсорный опыт, и широкие возможности применения. Создание рисунков песком помогает детям концентрировать внимание и память, развивать мышление, воображение и фантазию, исследовательский интерес, познавательную активность. Кроме того, использование именно такого материала как песок развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, что очень важно для становления и развития речи ребенка. Таким образом, можно использовать песок в процессе занятий с нашими детьми как естественной стимулирующей среды, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищено. Конечно, в идеале, для песочного рисования необходим минимальный набор оборудования и материалов: специальный стол со световой подсветкой; кварцевый песок различной фракции, в том числе цветной; различные вспомогательные средства и аксессуары, например наборы трафаретов и шаблонов, камни, ракушки и любой другой природный материал, для того чтобы показать ребенку все возможности чудесных песочных превращений. Однако, можно и проще, вместо стола использовать обычный неглубокий поднос или достаточно плотный лист бумаги формата А5 (интереснее будет, если лист бумаги подобрать определенного цвета — синего, красного, желтого и т.д.), а вместо наборов — любые мелкие игрушки и фигурки животных, которые найдутся в семье каждого ребенка. Дети – существа, любящие организацию своего досуга. Даже если ребенок заинтересуется той или иной игрушкой, ему необходимо показать, как ей правильно пользоваться, перед тем как он начнет играть. Так же и с песочным рисованием. При первом знакомстве с песком на плоскости, ребенку можно показать простейшие приемы рисования – насыпание песка тонким слоем и работу пальцами, научить снимать ладонью или кулаком песок определенной конфигурации, затем – как работать двумя руками симметрично, как можно засыпать фигуры песком из кулачка, рисовать линии одним или четырьмя пальцами одновременно, завитки, узоры и точки. Хорошим помощником для родителей здесь будет книга немецкого педагога-практика Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке». А дальше, научить и закрепить на практике как, регулируя силу движения, скорость и ритмичность, высыпая песок кулачком, создается «планета и летательные аппараты», щепоткой песка – «звезды», движением мизинца или ногтем по тонко насыпанному слою песка – «космические орбиты» … И здесь на помощь приходят фантазия и воображение ребенка и взрослого. Так, появляются герои песочных мини-сказок, имитационных игр ( «превращение» любого предмета на песке), невероятных сюжетов. В отдельных случаях можно обыграть созданные рисунки, например, «зажечь» свечи на «песочном» тортике, рассадить приглашенных друзей (мелких игрушек животных и/или людей). И, конечно, процесс рисования на песке, в обязательном порядке, идет с «озвучкой» сказки или истории. Ребенку можно вместе с семьей вслух четко и лаконично озвучивать все свои действия и действия героев, применяя при этом не только существительные и глаголы, но и прилагательные. Для развития речи ребенка дошкольного возраста это очень важно. Интерес детей к занятиям можно поддерживать за счет регулярной организации выставок фотографий песочных рисунков в социальных сетях или создания арт-альбомов с выполненными детскими работами. Применение традиционных подходов в развитии мелкой моторики у детей (графические и зрительные диктанты, штриховки, «обводки» и т.д.) не всегда вызывают у ребенка стойкий интерес и желание. Несомненно, наиболее привлекательной для детей технологий, позволяющих уйти от традиционных занятий, основанных на тренировочных упражнениях, является песочное рисование. Занятия с песком побуждают ребенка к творческим экспериментам, более того, объединение такого сенсорного материала как песок с объемными игрушками, фигурками, различным природным материалом способствует закреплению положительных эмоциональных впечатлений от занятий. Что бы мы ни выбрали для обучения и развития ребенка, главное, чтобы это принесло ему удовольствие! Процесс не менее важен, чем результат! С помощью такого благодатного материала как песок, состоящий из мельчайших частиц, активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на общем развитии ребенка.
|