Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Моторика
Автор: Севастьянова Евгения Валерьевна   
22.01.2020 18:29

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Севастьянова Евгения Валерьевна МАДОУ детский сад 10 «Солнышко» г. Кировград

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «мелкая моторика», характеризуется важность ее развития для формирования познавательной сферы детей, перечисляются средства формирования мелкой моторики у детей раннего возраста в условиях образовательного процесса дошкольной образовательной организации и семейного воспитания.

Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, ранний возраст.

В раннем возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности, поэтому задачей педагога является всестороннее развитие личности ребенка. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).

 

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста рассматривается в исследованиях Е.В. Грайзер, М.М. Кольцовой, М.С. Рузиной. Авторами доказано, что уровень развития детей прямо зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании с зрительной сис-темой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость» [2, с. 75].

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка [1, с. 27].

Под термином «мелкая моторика» понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с мла-денческого возраста на базе общей моторики.

На протяжении первого полугодия жизни овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После формирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета – это стимул движения руки по направлению к нему

Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук [3, с. 14].

Раннее детство — особый этап в онтогенезе человека. В данный период происходит максимально быстрое формирование предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому родителям и педагогам важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

Степень развития мелкой моторики руки у ребенка раннего возраста является важнейшей предпосылкой развития таких качеств, как речевые способности, внимание, координация в пространстве, концентрация и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за развитие этих способностей, непосредственно связаны с нервными окончаниями на кончиках пальцев ребенка, поэтому развитие мелкой моторики в процессе специально организованных упражнений и занятий является средством всестороннего развития ребенка раннего возраста.

Для развития мелкой моторики детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи могут быть использованы различные виды игр с предметами (бусинками, прищепками, пуговицами, различными полифункциональными предметами), поскольку ведущей деятельностью в раннем возрасте является именно предметная деятельность. Также для этой цели могут быть использованы игры-эксперименты с песком, водой, землей; включение детей раннего возраста в продуктивные виды деятельности посредством взаимодействия с изобразительными средствами и материалами (пластилин, кинетический песок, полимерная глина и т.д.). Для снятия физического напряжения и развития тонких движений пальцев в режимных процессах и в условиях семейного воспитания педагогами и родителями воспитанников могут быть использованы различные виды пальчиковых игр ( «Пальчики здороваются», «Коза рогатая», «Собираем ягоды», «Гармошка»).

Таким образом, развитие мелкой моторики прямо коррелирует с развитием у детей раннего возраста познавательной сферы (в частности, когнитивных процессов), что требует систематической совместной работы педагогов и родителей с максимальным использованием комплекса педагогических методов и средств для решения данной задачи.

Список литературы

  1. Акулова И.В. Умные пальчики // Детский сад. Всё для воспитателя. – 2014. – № 4. – С. 26 – 31.
  2. Грайзер Е.В. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста // Проблемы педагогики. – 2015. – № 2. – С. 75 – 77.
  3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротре-нинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год