Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы «Мелкомоторные функции, как фактор успешного интеллектуального и физического развития дошкольника».
Моторика
Автор: Муфтеева Ирина Дмитриевна   
24.10.2019 18:57

Опыт работы «Мелкомоторные функции, как фактор успешного интеллектуального и физического развития дошкольника».Опыт работы «Мелкомоторные функции, как фактор успешного интеллектуального и физического развития дошкольника».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №25» «ДЕЛЬФИНЕНОК»

Воспитатель МБДОУ № 25: Муфтеева Ирина Дмитриевна Миасский городской округ, 2019г.

Введение «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов». Джордано Бруно

В современном обществе, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкивается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является несформированность мелкой моторики рук, что в дальнейшем отрицательно сказывается на ранних стадиях обучения в школе. В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…

 

Скачать конспект

Развитие мелкомоторных функций и тонких двигательных умений и навыков у дошкольника – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Ученые, изучавшие психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются ―мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори считала, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью. А если учесть патологическую инертность корковых процессов у умственно отсталых детей, то проблема развития мелкой моторики становится крайне актуальной. Мелкая моторика очень важна для развития ребёнка. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков малыша, помогают передавать множество сигналов головному мозгу, поэтому влияние мелкой моторики на развитие ребенка в целом очевидно. Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей. Обычно ребенок, который обладает высоким уровнем развития мелкой моторики, интеллектуально готов к школьному обучению. Он достаточно хорошо рассуждает логически, у него развиты внимание и память, связная речь..

Развитие моторики у дошкольников – важнейшая задача всей ежедневной работы. Необходимо развивать мелкую моторику рук ребенка еще на ранних стадиях его развития.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Исходя из вышесказанного, была определена тема моей работы: «Мелкомоторные функции, как фактор успешного интеллектуального и физического развития дошкольника».

Актуальность указанной темы обуславливает выбор и логику проведения и описания теоретического и эмпирического исследования. Практическая значимость разработки данной проблемы сохраняется на протяжении уже нескольких десятилетий, не теряя своей значимости.

Противоречие существует между недостаточно развитой мелкой моторикой у детей дошкольного возраста и потребностью повышения уровня ее развития для обеспечения полноценного нервно-психического функционирования ребенка в повседневной жизнедеятельности.

Проблема исследования: будет ли подобранная серия упражнений с мячиком су-джок и пальчиковых игр эффективным средством развития мелкомоторных функций до школьников.

Цель: обосновать в теории и выявить на практике комплекс эффективных серий упражнений с мячиком су-джок и пальчиковых игр, для развития мелкомоторных функций и интеллектуальных и физических компетенций у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: серия пальчиковых игр и упражнений с применением мяча и колец су-джок, будет являться эффективным средством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, если:

  • игры направлены на координацию и синхронизацию движений мелких мышц обеих рук;
  • смена движений выполняется по образцу и словесной инструкции взрослого (по показу и одновременно с ним);
  • движения выполняются точно, с ускорением при повторениях.

Выдвинутая гипотеза определила спектр решаемых на практике задач. В ходе работы мною были:

  • Изучены и проанализированы психолого-педагогическая и научно-методическая литературу по проблеме исследования.
  • Подобраны диагностические методики и выявлен исходный уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  • Подобрана серия пальчиковых игр и упражнений с мячиком су-джок с целью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  • Подготовлено дидактическое обеспечение серии пальчиковых игр и упражнений.
  • Серия игр и упражнений включена в воспитательно-образовательный процесс.
  • Определены критерии результативности проведенной работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  • Проанализированы полученные данные. Сделаны выводы

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год