Статья «Пальчиковая гимнастика» |
Моторика | |||
Автор: Молчанова Татьяна Алексеевна | |||
14.05.2019 18:58 | |||
Статья «Пальчиковая гимнастика» Комплекс пальчиковой гимнастики С какого возраста рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой? Для развития мелкой моторики были разработаны в игровой форме различные пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика очень важна для малышей, для их, прежде всего, умственного развития. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком пальчиковыми играми, пальчиковой гимнастикой, тем раньше ребенок начнет говорить. Также развитие мелкой моторики влияет на развитие внимание, памяти, мышления ребенка. Пальчиковые игры для детей с 3 месяцев
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя. С 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.) одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки. Пальчиковые игры для детей с 1,5 года Начиная с полутора лет активно используют более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. Детей учат играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки. Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр». У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Пальчиковые игры для детей Примеры пальчиковых игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста. «Сорока» Сорока, сорока, (Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой) Где была? Далеко? Кашу варила, деток кормила: Этому дала, (Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца) Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: (Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки). Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил, Ничего не получил. «Сорока-белобока» (Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.) Сорока, сорока, сорока-белобока Кашу варила, на порог скакала, Гостей созывала. Гости на двор – кашу на стол. Этому дала на тарелочке, (Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.) Этому дала на блюдечке, Этому в чашечке, Этому в мисочке, А этому не дала: (Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.) Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил, Ничего не получил. «Идет коза рогатая» (Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.) Идет коза бодатая, Ножками — топ-топ! (Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.) Глазками — хлоп-хлоп! Кто каши не ест, Молока не пьет, (Хлопают в ладоши.) Того коза забодает, забодает. «Ладушки» Ладушки, ладушки (Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.) Где были? У бабушки. Что ели – кашку, что пили – бражку, Бражка сладенька, Кашка масленька, Ложка маленька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шшшу – полетели, полетели На головку сели. «Оладушки» Бабушка, бабушка (Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.) Испекла оладушки. Один Машеньке, Один Коленьке… И т.д., перечисляя всех детей. «Моя семья» Этот пальчик – дедушка, (Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.) Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Хлопают в ладоши.) Пальчиковые игры для детей среднего возраста «Прятки» В прятки пальчики играли (Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.) И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали. «Этот пальчик» Этот пальчик хочет спать, (Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.) Этот пальчик прыг в кровать. Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. (Поднимают большой палец вертикально.) Тише, тише, не шуми, Братиков не разбуди! Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора! «Фонарики» Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами. Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить) Фонарики погасли! (пальцы сжать) Упражнение выполнять несколько раз. «Пальчик-мальчик» Пальчик-мальчик, где ты был? (Дети показывают большие пальцы на обеих руках.) С этим братцем в лес ходил. (Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.) С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
|