Значение пальчиковых игр в развитии ребенка ясельного возраста |
Моторика | |||
Автор: Горшкова Анастасия Николаевна | |||
19.03.2019 16:01 | |||
Значение пальчиковых игр в развитии ребенка ясельного возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 81 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга Автор: Горшкова Анастасия Николаевна В данной статье я бы хотела рассказать о значении «пальчиковых» игр. Это веселое, увлекательное и полезное занятие! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Вот несколько рекомендаций по проведению пальчиковых игр.
Пальчиковые игры вызывают неподдельный интерес у детей начиная с 2-2, 5 лет, то есть когда они понимают, что от них требуется. Порой они сами могут просить вас поиграть в ту или иную полюбившуюся ему игру. Я – воспитатель в ясельной группе и в своей работе часто использую следующие игры: ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ Поочередно загибайте все пальчики, поглаживая их от основания к кончикам, приговаривая: Этот пальчик в лес пошел, Ну а этот взял и съел, СОРОКА – БЕЛОБОКА В этой игре основное внимание уделено большому пальцу потому, что он играет очень важную роль во всевозможных хватательных движениях, которые осложняются, если малыш не научится держать большой пальчик поверх остальных в кулачке. Чертите пальцем круги по ладошке, загибайте пальчики и приговаривайте: Сорока – белобока Этому дала, Воды не носил. (на последних словах покачайте мизинчик и сожмите все пальчики в кулачок) ЛАДУШКИ Хлопки в ладоши, взмахи «ладошек-крыльев» (ладошки «прилетели» отдохнуть на макушку) и снова хлопки в ладоши.
Где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. Кашка масленка, Бабушка добренька. Попили-поели, Полетели-полетели! На головку сели, Сели-посидели, Ладушки запели! ЗАЙКА Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки) — Вот, вот, вот! (руки за спиной) Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки) — Вот, вот, вот! (показать нос) Зайка, зайка, лапы где? (хлопки) — Вот, вот, вот! (показать руки) Зайка, зайка, ушки где? (хлопки) — Вот, вот, вот! (показать ушки) МАШИНКА Заведу мою машину ( «мотор») — Би-би-би, налью бензину. (3 хлопка, топать) Крепко-крепко руль держу ( «держать руль») На педаль ногою жму. (топать правой ногой) ПАРОВОЗ Ехал, ехал паровоз (руки в «замок») большие пальцы вращаются Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы) Ехал, ехал паровоз. Прицепил вагон, повез………… КОРАБЛИК Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются) Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом) Крепко я держу штурвал ( «держать штурвал») Я ведь главный капитан (4 хлопка) САМОЛЕТЫ Мы сегодня самолеты, (И. П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками) Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка) Руки – нос, и руки – крылья ( «нос», «крылья») Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья) КОШКИ — МЫШКИ Вот кулак, (показать кулак левой руки) А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх. На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой) Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой) Мышки очень испугались, (вращать кулаком) В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку) Зайчик и охотник Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики) Вышел зайка погулять Вдруг охотник выбегает Прямо в зайчика стреляет (изображаем пистолет большим и указательным пальцами) Пиф! Паф! Ой-ой-ой (в такт стучим кулачками друг о друга) Умирает зайчик мой (кладём ладошки на стол или колени) Я кладу его в корзинку (складываем руки так, как будто хотим зачерпнуть воды) И несу его домой, Оказалось, он живой! (хлопаем в ладоши) ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ – Утром встали пальчики — маленькие мальчики, Друг другу обрадовались, Здороваться начали. Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик… (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки) МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» — отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку) Один, два, три, четыре, пять, Вышли мышки погулять! Испугались кошки, спрятались опять. ЕРШИ (Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку) (на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно). На реке камыши, расплескались там ерши Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке круг совсем малыши. (ставим — щекочем точечкой в серединке) ФРУКТЫ-ОВОЩИ Как у нашей Зинки Овощи в корзинке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец, Наша Зина-молодец. Как у нашей Зины Фрукты есть в корзине: Яблочко, груша, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы, До чего ж красивы! Посмотрите на ранет, Вкуснее наших фруктов нет! ПОМОЩНИК: Посуду моет наш Антошка: Моет вилку, чашку, ложку, Вымыл блюдце и стакан, И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой) ИГРУШКИ У Антошки есть игрушки: Вот весёлая лягушка, Вот железная машина. Это мяч, он из резины. Разноцветная матрёшка И с хвостом пушистым кошка. ТРАНСПОРТ Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть: Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. ПОСЧИТАЕМ. ( (сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно) Один-два-три-четыре-пять, Буду транспорт я считать: Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолёт, Корабль, поезд, вертолёт. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (с мизинца — к большому пальцу) Это зайчонок, это бельчонок, Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. ПО ГРИБЫ Один, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел. ГОСТИ Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка — ну, пожалуйста. Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках. СЕМЬЯ Этот пальчик — дедушка (большой), Этот пальчик — бабушка (указательный), Этот пальчик — папочка (средний), Этот пальчик — мамочка (безымянный), Этот пальчик — я (мизинец). Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши). ПАЛЬЧИКИ У девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой — парень с душой, Палец указательный — господин влиятельный, Палец средний — тоже не последний. Палец безымянный — с колечком ходит чванный, Пятый — мизинец, принёс вам гостинец. Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, стимулируется развитие его логики, мышления, речи и конечно же формируются добрые взаимоотношения между взрослыми и детьми. Свою статью хочу закончить фразой Н. А. Бернштейна. «Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняется не рука, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.»
|