Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр |
Моторика | |||
Автор: Кабаченко Валентина Александровна | |||
21.10.2018 09:30 | |||
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр Автор: В.А. Кабаченко Воспитатель. МБОУ-СШ №18 ст. Мочище (дошкольные группы). Новосибирская область, Новосибирский район. Проблема развития мелкой моторики является актуальной, т.к. у детей имеются проблемы в развитии. Для детей с речевой патологией немалую сложность представляют движения пальцев рук, т.к. мелкая моторика тесно связана с речевой функцией. Упражнения, разработанные отечественными и зарубежными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики с различными речевыми заданиями. Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из самых важных компонентов коррекционного выравнивания школьно-значимых функций.
Цель исследования: теоретически изучить и практически исследовать возможность развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Гипотеза: мы предполагаем, что применение дидактических игр оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Уровень развития моторики — один из важных показателей готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики руки у человека тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции, позднее отражаются на уровне овладения письменной речью. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь. С помощью простых методов можно стимулировать интеллектуальный потенциал, способствовать развитию функций головного мозга, чтобы ликвидировать дисгармонию при преобладании функций отдельных органов чувств. Для этого используют специальные упражнения, игры и др. Мелкую моторику рук развивают:
Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины связи. В педагогике и психологии существует разное понимание дидактической игры. Ее рассматривают со следующих позиций:
В двух группах были проведены следующие тесты: 1. Тест «Нарисуй человека», предназначенный для оценки психического развития детей 3–7 лет. Этот тест может быть использован для измерения:
Эти методики мы использовали чтобы: выявить существование значимых корреляций между степенью сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур и интеллектуальными способностями и измерить зрительную перцепцию, тонкую моторику, уровень развития сенсомоторики, примерно оценить уровень умственных способностей, уровень успешности обучения в школе в течение первых лет, определить уровень школьной зрелости и уровень концентрации внимания. По результатам исследования видно, что в экспериментальной группе на высоком уровне 5 человек, а в контрольной группе нет ни одного. На среднем уровне в обеих группах количество человек незначительно отличается (ЭГ – 10 человек, КГ – 14), а на низком уровне в экспериментальной группе на одного человека меньше (25 человек). Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры. Комплекс дидактических игр:
Чтобы определить результативность нашей работы, мы провели сравнительное обследование уровня развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации детей экспериментальной и контрольной групп. Были проведены следующие тесты:
Данные тесты проводились на констатирующем этапе исследования. Итак, на контрольном этапе мы получили данные, свидетельствующие о наличии статистически значимых различий в показателях развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации детей контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе мелкая моторика и зрительно-моторная координация развита лучше, чем в контрольной, где специальная работа с детьми не проводилась. Это позволяет нам заключить, что выдвинутая нами гипотеза верна. Проведённая работа позволяет сделать следующие выводы:
|