«Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка» |
Моторика | |||
Автор: Селезнёва Вера | |||
19.09.2018 06:42 | |||
«Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка» Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача-помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Эффективность развития умственных способностей детей дошкольников — одна из актуальных проблем современности. Актуальность обусловлена тем, что дошкольники проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствовать формированию понятий.
Ребёнку исполнилось 3 года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком. Давно уже кануло в прошлое представление о дошкольном возрасте, как о «пустом» времени, когда дитя только растёт и забавляется. Советские и зарубежные учёные пришли к выводу: именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития ребёнка. Психологи 20 века доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Посмотрите на жизнь Шаг за шагом с ребёнком смелей Вместе пойте, творите, мечтайте. (Т. Шикалова) Раннее детство — самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Всё осваивается и познаётся впервые. Нет ещё навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, т.к. имеются врождённые механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей (насколько слышит, видит, осязает). На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ведь недаром ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. Можно ли учить трёхлетнего ребёнка? Захочет ли он учиться и будет ли усваивать то, что мы хотим? К 3 годам у ребёнка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять в определённое русло. Трёхлетний ребёнок может учиться и научить его можно многому. Конечно, разнообразная деятельность малыша приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии. Но задача взрослых — не научить ребёнка чему – то необычному, а наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно, умело руководя обычными для трёхлетки видами деятельности, подчёркивая в них те моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования умственных способностей. Возраст от 2 до 4 лет — наиболее благоприятный (сензитивный) период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Правильное восприятие формы, величины, цвета и других качеств и свойств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. У детей формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные и яркие цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольность, устойчивость, подвижность), величин (большой – маленький, длинный – короткий и т.д.). Сегодня огромный выбор игр и игрушек. Но всё же детям больше нравятся игры – самоделки, которые можно изготовить из подручных материалов, из того, что всегда есть в доме. Я предлагаю вашему вниманию несколько вариантов дидактических пособий, таких как: «Шарокат», «Необычный бассейн», «Разноцветные шнурочки», «Чудо-куб», «Рыбки плавают в водице», «Волшебный экран» и др. Данные дидактические пособия я использую для создания привлекательности и разнообразия игровых ситуаций, общения, развлечения, выполнения различного рода упражнений 1. Д/И «Божья коровка найди свою полянку» Цель: формировать навыки счёта в пределах 5 и обратного счёта. Развивать названия цветов и оттенков, понятия «много» и «один», большой и маленький, мелкую моторику рук, связную речь. Воспитывать усидчивость. Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть цветочную полянку. Помочь божьей коровке сосчитать цветы. Сколько цветов, бабочек. Следить за полными ответами детей. Смотри фото № 1 2. Д/И «Шарокат» Цель: Развивать умение дифференцировать цвета, формировать представление о величине Ход: В гости пришла кошечка, она любит играть с шариками. Кошечка катает шарики по полу, а мы будем катать шарики с шароката, как с горки. Демонстрируем как прокатить.
|