Мастер – класс «Пальцы помогают говорить» |
Моторика | |||
Автор: Медведева Серафима Владимировна | |||
19.02.2018 01:23 | |||
Мастер – класс «Пальцы помогают говорить» «Развитие мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста». Провела: Медведева С.В Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста. Задачи:
Ход У современных детей все чаще наблюдается задержка в развитии речи, хотя в основном они здоровы, у них нет нарушений слуха или нарушения центральной нервной системы. В чем же причина задержки речевого развития детей-дошкольников? Рассмотрим некоторые из них. Родители меньше стали говорить с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Поэтому для развития речи детей очень важно стимулировать речедвижения, т. е. тренировать тонкие движения пальцев рук.
Ведь, развивая руки, мы развиваем речь у детей-дошкольников. Ученые экспериментально доказали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Другими словами, развитие речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Вот почему такое серьезное значение придается сейчас развитию мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка находится в пределах возрастной нормы. Значит, самый надежный помощник в развитии ребенка — детская рука. Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг. Известно, что пальцы органически связаны с мозговыми центрами. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка, а главное — речь. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет так же овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, что в будущем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения навыком письма, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Благоприятное стимулирующее воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают самомассаж и разнообразные упражнения с бумагой, ножницами, пластилином, природными и бросовыми материалами, а также пальчиковые игры и графические упражнения. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников необходимо максимально использовать предметно-практическую деятельность детей. Но работа по развитию мелкой моторики у детей должна быть систематической, целенаправленной, должна приносить ребенку радость. Только тогда будет достигнут наилучший результат от упражнений. Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости у дошкольников. 1. Материалы и упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев рук.
(массажные кольца, мячи, щетки, карандаши, прищепки, крышки, волчки… развивают силу, ловкость, тактильные ощущения рук ребенка).
(помогают своевременно овладеть навыками самообслуживания)
(развивают зрительно-моторную координацию и ловкость рук у детей)
(развивают согласованность рук и глаз ребенка)
(развивает сенсорно-двигательные координации, усидчивость)
(развивает умение уверенно пользоваться ножницами, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели)
(развивает силу рук, воображение)
(развивает точность и согласованность рук и глаз, фантазию у детей)
(развивает координации движений рук, глазомер, образное мышление)
(развивает зрительную память, фантазию, ручную умелость) 2. Пальчиковые игры и упражнения Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).
3. Графические упражнения Способствуют развитию тонких, точных, координированных движений рук и пальцев, зрительного восприятия, контроля «глаз – рука», умения действовать по словесной инструкции, внимания, успешного овладения навыком письма.
Важно отметить, что способность к необходимому распределению мышечного усилия при работе кистей рук и достаточная функциональная подвижность больших пальцев по отношению к остальным обеспечивают ребенку высокую пластичность в сфере мелкой моторики, что помогает избежать трудностей в овладении навыками письма в школе. И так, в процессе всего предложенного комплекса мер, способствующего развитию мелкой моторики пальцев рук, развивается:
Уровень сформированности мелкой моторики определяет уровень освоения ребенком:
Таким образом, совершенствование мелкой моторики рук оказывает огромное влияние на развитие речи, развитие основных психических процессов, а, значит, и на всестороннее развитие детей-дошкольников. Практическая часть 1. Массаж (самомассаж) кистей и пальцев рук
2. Пальчиковая гимнастика за столом
а) правой руки, б) левой руки, в) обеих рук одновременно.
3. Творческое задание «Цветок» (поделка из бумажных салфеток) «С радостью всегда творите И друзьям цветы дарите!»
|