Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи |
Моторика | |||
Автор: Санникова Диляра Камильевна | |||
12.10.2021 22:54 | |||
Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи Санникова Диляра Камильевна, педагог первой квалификационной категории, МАДОУ «ДС № 453 г. Челябинска» Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В различных исследовательских работах установлена взаимосвязь речи и мелкой моторики. М. М. Кольцова отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный, поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация.
Развитие и улучшения речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Так, на основе обследования детей дошкольного возраста была выявлена следующая закономерность, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Ели же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается и речевое развитие. Занимаясь аппликацией ребенок учится выделять существенные свойства предметов и явлений, Хорошо когда занятие аппликацией ребенок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но лучше когда ребенок не только видит, но и творит эту красоту. Аппликация является одним из эффективны средств развития речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону. В коррекционной работе аппликацию можно использовать по различным направлениям: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, формированию лексико — грамматической стороны речи, развитие связной речи, по обучению грамоте и т. п. Для закрепления звукопроизношения, детям предлагается наклеить на лист бумаги изображение комара (водичку, змейку, машинку и т.п.), и вырезать из цветной бумаги дорожку и приклеить ее к герою. Затем провести пальчиком по дорожке и произнести изолированно звук [З] (или другой звук). В аппликации можно не только клеить бумагу, можно предложить ребенку разные виды круп: гречка, рис, горох, овес, пластилин, семечки. На занятиях учитель-логопед предлагает ребенку вырезать из картона фон банки, с помощью клея и пластилина приклеить крупу на банку, при этом произносить разные звуки. Например, «Какой звук слышим, когда пересыпаем крупу в банку?» (звуки СССССС, ШШШШШ, ЩЩЩЩЩ). Можно предложить еще одно упражнение. Ребенку дается картон, крупа, клей, кисточка, карандаш. На угол картона дошкольник клеит картинку: самолет, поезд, машина, трактор. Затем карандашом рисуем дорогу, рельсы, или след от самолета, в соответствие с картинкой. Мы предлагаем ребенку намазать клеем дорогу и посыпать крупой с заданным звуком. Например: 1. машина какой звук произносим когда запускаем двигатель? (ТРТРТРТРТ); 2. самолет какой звук произносим при взлете самолета? (УУУУУУУУ). При обучении грамоте детям предлагается обвести букву по трафарету, затем вырезать ее и наклеить на лист бумаги. При обучении чтения можно вырезать буквы приклеивать их таким образом, что бы получился слог, слово или предложение. При развитии связанной речи можно приклеивать героев сказок и составлять по ним рассказ. При описании животных так же можно наклеивать последовательность, используя геометрические формы и составлять описательный рассказ по схеме. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. Таким образом, аппликация является одной из основополагающих сторон развития речи дошкольника. На занятиях решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи, а так же развивается точное движение рук и мелкая моторика пальцев; развивается фантазия, творческое мышление и воображение, пространственное восприятие. Список используемой литературы:
|