Конспект занятия по мелкой моторике для детей с нарушением интеллекта |
Моторика | |||
Автор: Копытова Екатерина Талгатовна, Сопельник Елена Александровна, Ваулина Ирина Николаевна | |||
03.05.2016 21:27 | |||
Конспект занятия по мелкой моторике для детей с нарушением интеллекта Копытова Екатерина Талгатовна, Сопельник Елена Александровна, Ваулина Ирина Николаевна воспитатель, МБ ДОУ "Детский сад №247", г.Новокузнецк Комплекс занятий Занятие 1. Детский сад и игрушки Самомассаж «Утюжок» Пальчиковая гимнастика Дружат в нашей группе Первые две строчки — обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки — обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения. В гости к пальчику большому В гости к пальчику большому Сам мизинчик-малышок, На первую строчку — выставляем вверх большие пальцы, на вторую — соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью — поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую — кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки — ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.
Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак). Эти два — всему указки (показать два указательных пальца), Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы. (Показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами). Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами). Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки), Два больших и удалых. Воздух вышел — ш-ш-ш! Методические указания. Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них — пальцы принимают форму шара. Воздух выходит — пальцы в исходное положение. Игра (выложить бобами по нарисованному контуру). Выложи бобами тонкую дорожку И узнаешь ты меня, Игра «Чудесный мешочек»: выбрать в «Чудесном мешочке» на ощупь из трех игрушек одну нужную. Занятие 2. Ягоды Самомассаж «Пила» Пальчиковая гимнастика Здравствуй, полянка большая! Мы лукошечко несем, Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками. Травка Ветерок шуршит травой, Ладони повернуты к себе, пальцы растопырены. Интенсивное «тре-петание» пальцами. Игра «Нарисуй фигурки» В лес гулять мы пошли, Детям предлагается выложить по контуру нарисованные ягоды, используя зерна. Воспитатель загадывает загадки, дети перед тем как выкладывать контур, называют отгадку. На солнце по чернела я, Занятие 3. Грибы Самомассаж «Каток» Пальчиковая гимнастика Этот пальчик Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик все доел, Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца. За грибами Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрес-тить, пальцы широко раздвинуть — солнышко?) За грибами мы пошли. (Пальцы «идут» по столу, коленям.) Три лукошка принесли. (Показать три пальца?) Игра «Нарисуй фигурки» В лес с корзинкой я пошел, Выложить перловкой фигуры грибов по нарисованному контуру. Корзинка В лес корзинку я беру Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны — ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры. Грибы на поляне Кто тут спрятан на картинке? Груздь Груздь на солнце греет бок... Указательный палец правой руки — ножка; пальцы левой сомкнуты вместе — шляпка. Произнося скороговорки, менять шляпку и ножку. Кузовок — переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, «забирая» к себе грибок. Игра «Чудесный мешочек» Предложить найти грибок в «Чудесном мешочке» среди нескольких различных игрушек. Занятие 4. Овощи Самомассаж «Спиралька» Пальчиковая гимнастика Засолка капусты Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз). Морковка Не морковка — загляденье, Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой. Игра Фигурки из палочек Машина везет урожай с полей. Выложить горошком по нарисованному контуру. Загадка Хотя и сахарной зовусь, Игра. Удержи свеклу: удерживание теннисного мяча поочередно между пальцами. Занятие 5. Фрукты Самомассаж «Утюжок» Пальчиковая гимнастика Апельсин Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты) Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут) Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец) Слива Мы пришли в фруктовый сад, Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал). Игра
Занятие 6. Деревья и кустарники Самомассаж «Согреем ладошки» Пальчиковая гимнастика Зайка Под высокою сосной Одна рука — сосна (пальцы растопырены, подняты вверх), на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты. Елка Елка быстро получается, Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локти не прижимаются. Дерево У дерева ствол, Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами. Лес Здравствуй, лес, дремучий лес, Сад забором оградили, К елочке скорей беги, Игра Дети рвут желтую и оранжевую бумагу на мелкие кусочки и выкладывают из них осеннюю ветку. Затем шерстяными цветными нитками выкладывают по нарисованному контуру листочки с различных деревьев. Определяют, с какого дерева каждый из получившихся у них листочков. Из сосновых ши-шек выкладывают веселых человечков и читают им свое любимое стихотворение. Занятие 7. Перелетные птицы Самомассаж «Буравчик» Пальчиковая гимнастика Птичек стая Эта птичка — воробей, Эта птичка — коростель, Это развеселый чиж, Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки. Скворечник Скворец в скворечнике живет Птичка крылышками машет Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими. Игра. Птичья кормушка: с закрытыми глазами рассортировать бобы и горох. Занятие 8. Домашние птицы Самомассаж «Согреем ладошки» Пальчиковая гимнастика Утята Раз, два — шли утята, А седьмой от них отстал, Громко, громко запищал: Гусь Гусь стоит и все гогочет, Ладонь согнута под прямым утлом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу. Петушок Петушок стоит весь яркий, Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх. Курочка прыг на крыльцо: - Я снесла тебе яйцо. Большой и указательный пальцы образуют овал ( «глаз»). Другие прижаты друг к другу в полусогнутом положении. Игровые задания для детей Желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыпленка, нарисованного воспитателем. Скомкать бумагу в маленькие комочки — крошки для птичек. Предложить обвести утенка по контуру и выложить его рисом. Подарил утенку ежик Уточка Уточка-вертихвостка Ладонь согнуть под прямым углом, пальцы прижать друг к другу; вращение кистями от себя и к себе. Занятие 9 «Овощи на витрине магазина» Цель: Учить детей изображать предметы овальной формы, воспиты-вать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различия между предметами овальной формы и круглой; равномерно располагать два предмета на листе бумаги. Задачи:
Наглядность: Изображения помидора и огурца (или настоящие). Материалы: У воспитателя одноцветные геометрические формы: овал и круг, корзиночка с огурцом и помидором (муляжи), лист бумаги для показа рисования огурцов. У детей листы бумаги в 1/2 альбомного листа, мягкие кисточки, краски гуашь. Ход занятия Воспитатель вносит корзиночку с овощами: Дети, у меня в корзинке лежат два овоща. Один похож на эту фигуру (показать круг), а другой — на эту (показать овал). Кто догадался, какие овощи лежат у меня в корзинке? Чтобы было легче догадаться отгадайте загадки: Как на нашей грядке, Летом зеленеют, К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки. Ответ (Огурцы) Растут на грядке В огороде вырастаю. И так едят. Развалились в беспорядке, Беспрерывно сок сосут, Ответ (Огурцы) Воспитатель достает овощи из корзинки, обводит по контуру помидор, спрашивает: - Какой формы помидор, какую геометрическую фигуру напоминает. Ответы детей. Воспитатель: - Какой формы огурец, какую геометрическую фигуру напоминает. Ответы детей. Воспитатель: - Посмотрите внимательно: концы у огурца сильно закруглены, а боковые стороны закруглены меньше. Чтобы нарисовать овальный огурец, нужно начать рисовать его как круг. Посмотрите, я рисую дугу, потом движение кисточки замедляю и начинаю рисовать дугу более выпрямленную. Снова рисую дугу, как у круга, и вновь выпрямляю ее». А теперь возьмите сухую кисточку и на бумаге «нарисуйте» огурец под «диктовку». Воспитатель проходит и смотрит правильность выполнения задания. Воспитатель: - Чтобы красиво нарисовать овощи, нам необходимо подготовить пальчики для рисования, Давайте немного займемся засолкой капусты. Пальчиковая игра. Капустка Мы капустку рубим, рубим, Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки. Сказать детям, что рисовать круглый помидор и овальный огурец надо так, чтобы оба они поместились на листе бумаги. В процессе работы следить, как дети рисуют круглую и овальную формы, правильно ли пользуются красками при закрашивании и т.п. Физкультминутка. Мы старались рисовать (руки в стороны) Предложить детям нарисовать мелкие детали у овощей: у огурца хвостик, у помидора маленькие листики (чашелистики) и черешок. В конце занятия выставить на стенд 5 — 6 рисунков детей. Воспитатель: Вот какой урожай мы собрали со своего огорода. Мы их выставили на витрину магазина, и теперь хозяйки могут выбрать овощи, чтобы законсервировать на зиму. Помогите мне, дети, отобрать для засолки только овальные огурцы и только круглые помидоры. Покажите такие же на этих рисунках. Вызванные дети определяют наиболее правильные по форме огурцы и помидоры. Такая же работа проводится и с другими рисунками. Воспитатель: - А те огурцы и помидоры, у которых форма не совсем похожа на круг и овал, мы используем для приготовления салата. Все равно они, наверное, тоже вкусные. Спасибо вам, ребята! Занятие 10. «Люди собирают фрукты с фруктовых деревьев» Цель: Продолжать учить детей изображать предметы овальной и округлой формы, воспитывать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различия между предметами овальной формы и круглой; равномерно располагать мелкие предметы на рисунке. Задачи:
Наглядность: Изображения фруктов (яблоки, лимоны, груши и т.д.), изображения фруктовых деревьев. Материалы: у воспитателя игрушка бабушки Пчелы, у детей листы бумаги, с нанесенными трафаретом контурами деревьев, мягкие кисточки, краски гуашь. Предварительная работа. Экскурсия с детьми к плодовым посадкам, рассматривание как растут плоды на деревьях, какой высоты бывают плодовые деревья. Ход занятия Воспитатель: - Ребята сегодня к нам на занятие пришла бабушка Пчела, она принесла нерадостную весть. Их плодовый сад навестил злой волшебник ураган, и теперь все плодовые деревья остались без плодов. И теперь бабушке Пчеле не из чего варить свое знаменитое варенье. И только маленькие волшебники, кисточкой и красками могут исправить ситуацию. Мы поможем бабушке Пчеле? Дети: Да! Воспитатель, тогда нам нужно правильно нарисовать фрукты на деревьях. Давайте вспомним, как мы рассматривали деревья в саду, еще раз посмотрим какого цвета и формы фрукты. Воспитатель показывает яблоко, обводит его по контуру, спрашивает: какое яблоко (круглое), цвет, какой бывает у яблок (красный, желтый, зеленый). Подобная работа проводится со всеми фруктами. Затем воспитатель напоминает, что крепятся фрукты к ветке специальной плодоножкой. Затем идет показ прорисовывания разных фруктов на ветках деревьев. Воспитатель: - А теперь возьмите кисточки и начинайте рисовать плоды на одном из деревьев. Во время рисование воспитатель с бабушкой Пчелой обходят рисунки детей, подсказывая, напоминая, что фрукты должны расти равномерно, а не на одной ветке, чтобы не сломать ее. Пальчиковая гимнастика Указал ему дорогу. А мизинчик-господинчик, Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки. А теперь рисуем плоды на втором дереве, только уговор, пусть это будут другие плоды. Динамическая пауза. Воспитатель выносит блюдо с очищенными апельсинами, дети становятся по кругу. Апельсин Мы делили апельсин, Эта долька — для утят, Он сердит на нас — беда. В конце занятия дети выстраивают из рисунков фруктовый сад и воспитатель с бабушкой Пчелой обходят, показывают наиболее удавшиеся плоды и благодарят детей.
|