Сенсомоторное развитие детей с интеллектуальными нарушениями с использованием модулей «мягкая сенсорика» (педагогический опыт) |
Моторика | |||
Автор: Попова Елена Владимировна, Князева Людмила Евгеньевна | |||
19.03.2016 15:05 | |||
Сенсомоторное развитие детей с интеллектуальными нарушениями с использованием модулей «мягкая сенсорика» (педагогический опыт) Учитель-дефектолог: Князева Людмила Евгеньевна Воспитатель: Попова Елена Владимировна Город Каменск-Уральский Детский сад №12 Образовательная область «Познавательное развитие» (ФГОС ДО) предполагает формирование у дошкольников первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале). На современном этапе проблемы сенсомоторного развития детей актуальны и широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим, умственным развитием и служат показателем социального развития.
Нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с легкой умственной отсталостью; дети с нарушениями развития аутического спектра; дети с комплексными нарушениями развития). Диагностическое обследование показывает, что сенсомоторное развитие дошкольников с ОВЗ значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. У детей наблюдается:
Мы пришли к выводу: сенсомоторное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью – важное направление в работе всех специалистов группы. Для организации коррекционно-развивающей работы в этом направлении мы создали Проект, основная цель которого: на основе обогащения предметно-пространственной среды группы мягким дидактическим оборудованием развить у воспитанников элементарные сенсорные способности и мелкую моторику (Приложение №1). Создавая условия для реализации проекта, обогатили предметно-пространственную среду методическими разработками: - Педагогическая диагностика уровня сенсомоторного развития детей. -Перспективное планирование по разделам программы «Сенсорное воспитание», «Развитие ручной моторики и подготовки руки к письму». - Работа с родителями по теме «Сенсомоторное развитие детей». -Комплексно-тематическое планирование организации коррекционно-развивающего процесса по сенсомоторному развитию дошкольника. А также дидактическими пособиями, рекомендациями по использованию модулей «мягкая сенсорика» (Приложение №2) У наших воспитанников разная структура дефекта, задачи сенсомоторного развития решаем индивидуально в разных видах деятельности. Для детей со сложной структурой дефекта используем следующие виды деятельности: непосредственное эмоциональной общение со взрослым, манипулирование с игрушками, элементарная предметная деятельность под руководством взрослого, самообслуживание. Для детей с легкой степенью умственной отсталости используем познавательно-исследовательские действия, дидактические игры и упражнения, совместные игры со сверстниками, конструирование, сюжетно-ролевые игры. Учитывая особенности наших воспитанников, мы составили рекомендации к проведению коррекционно-развивающей работы на основе использования мягких модулей: -Проводить занятия индивидуально или с небольшой подгруппой детей. -Предлагать небольшое количество материала. -Неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом. -Заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребенок быстро истощается, не может долго работать. -Каждое упражнение адаптировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возможностей. -Все действия по возможности упрощать и разбивать процесс на дополнительные этапы. -Обязательно проводить предварительную работу по принципу от простого к сложному в виде подготовительных упражнений. Одна из важных задач, которую мы решали в процессе реализации проекта – организация работы с родителями. В течение года провели мероприятия: анкетирование, индивидуальные консультации, консультации-практикумы, родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорики», предлагали наглядную информацию по данной теме. Родители активно включились в процесс обогащения предметно-пространственной среды игрушками и пособиями, сделанными своими руками, стали участниками выставки игрушек «мягкая сенсорика». Систематическая планомерная работа по сенсомоторному развитию детей с использованием мягких модулей решала задачи, как развития мелкой моторики рук; зрительного, слухового, тактильно-зрительного восприятия, так и другие задачи познавательного, речевого, коммуникативно-социального развития дошкольников, а главное способствовали психоэмоциональному благополучию воспитанников. Яркие, красивые, разнообразные мягкие модули служат для наших детей ключиком в мир, так как помогают развить чувства и ощущения.
|