Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук |
Моторика | |||
Автор: Сошникова Валентина Александровна | |||
23.09.2016 08:32 | |||
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук (практическое пособие для воспитателей и родителей детей младшего возраста) ВВЕДЕНИЕ Практическое пособие адресовано воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, а также родителям (законным представителям) малышей, в котором представлены систематические упражнения и игры, оказывающие большое значение в развитие речи. В пособии используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбор упражнений и игр, интенсивность, количественный и качественный состав которых, варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей и соответствует теме недели. Например, тема недели «Женский день», игры и упражнения соответствуют данной теме (пальчиковые игры – « «Мамочка»», «Цветочек для мамочки», «Вяжем шарфик мамочке», дидактическая игра – «Бусы для мамы»).
Данное методическое пособие поможет совершенствовать мелкую моторику ребенка, укрепить его мышцы, активизировать речь, координацию движений, окажет воздействие на эмоциональную сферу и интеллектуальные способности, а также расширит представления об окружающем мире. Упражнения помогут развить у ребенка правильное звукопроизношение, выработать хорошую дикцию, слуховое внимание. В пособии представлены игры с использованием различных подручных предметов (шнуровка, мозаика, пазлы) и потешки, включающие приемы расслабляющего массажа, которые позволят быстрее подготовить малыша ко сну. В книге собраны игры, которые можно проводить с малышами с первого месяца жизни. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики детей положительно влияет на формирование познавательных процессов, развитие речи, готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Сентябрь l-я неделя. Тема: «Здравствуй, детский сад» Пальчиковая играя «Пальчики здороваются» Идут четыре братца С большим щепотью. Большой соединяется со средним Большой соединяется с мизинцем. Этот пальчик прикорнул, Методические указания. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети машут кистями рук. Пальчиковая играя «С добрым утром» С добрым утром, глазки. С добрым утром, ручки. С добрым утром, солнце. Методические указания. Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль. Прикладывают ладони к ушкам. Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши. Поглаживают ножки, притопывают. Руки протягивают к солнцу и улыбаются Пальчиковая играя «Встреча» На правой ручке – пальчики. Методические указания. Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками. Игра «Соберем мозаику» Цели. Развивать соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным). Материалы. Мозаика с крупными выпуклыми деталями и длинными ножками, коробочки. Ход игры Выложите из мозаики узор. Предложите детям разобрать его и разложить детали в коробочки, группируя их по цветам. Следите, чтобы во время работы дети брали детали двумя пальцами (большим и указательным). Затем предложите малышам вставить детали мозаики в отверстия основы (в произвольном порядке). Когда дети освоят это умение, покажите им, как выложить из мозаики дорожки и столбики. В следующий раз предложите им сделать более сложные изображения: цветы, травку, солнышко. Пальчиковая играя «Здравствуйте ребята» Здравствуй, Петенька! Ах, и дружные ребятки, Поиграем вместе в прятки Методические указания. Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. Пальчиковая играя «Вышли пальчики гулять» Раз, два, три, четыре, пять Раз, два, три, четыре, пять Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца В домик спрятались опять. Повторите игру с пальцами другой руки. Методические указания. Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. По ходу чтения дети повторяют ваши движения. 2-я неделя — Тема «Мой дом» Пальчиковые игры «Дом» Стук -стук- постук, раздается где то стук. Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом) Мы с тобою красим дом Дружно в нём мы заживём Методические указания. Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами. Игра «Дом и ворота» На поляне дом стоит ("дом"), Пальчиковые игры «На полянке дом стоит» На поляне дом стоит Методические указания. Сложить ладони домиком, так, чтобы большие пальцы не соприкасались. Большие пальцы опускаются и соприкасаясь друг с другом. Пальцы по-прежнему под углом, только широко расставлены. Игра «Прищепки прячутся», Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук; формировать навык расстегивания и застегивания прищепок. Материалы. Коробка; яркие разноцветные прищепки. Ход игры Перед началом игры прикрепите прищепки в разных местах группы — на занавесках, на мебели, а также на одежде детей. Покажите малышам прищепку и предложите поиграть: «Представьте себе, что прищепки — это маленькие жучки, которые решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались по комнате и прицепились к разным предметам. Найдите их и сложите в коробку». Если детям трудно найти все прищепки, можно помочь им, организовав игру «Горячо — холодно». Когда дети научатся расстегивать прищепки, покажите им, как их пристегивать. Пальчиковые игры «Замок» На двери висит замок. Мы замочек покрутили. И открыли! Методические указания. Соедините пальцы рук в «замок» Постучите по столу сомкнутыми в замок руками. Круговые движения сомкнутыми руками. Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны. Расцепите пальцы. Игра «Гора из песка» Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Материалы. Песок. Ход игры Занятие проводится на улице в песочнице. Предложите детям сделать большую гору из песка. Покажите, как можно загребать песок при помощи прямых напряженных ладоней рук (если песок сухой) или с помощью совка или лопаты (если песок мокрый): «Давайте сделаем горку из песка. Вот какая высокая получилась!» Затем укрепите на вершине горки цветочек или веточку: «А на самой вершине вырос цветочек (деревце). Давайте польем его из лейки! 3- я неделя. Тема: «Овощи» Пальчиковая игра «Мы капусту рубим». Мы капустку рубим, рубим, Методические указания. Движения ладонями вверх, вниз, поглаживание подушечек пальцев, потираем кулачок о кулачок, сжимаем и разжимаем кулачки. Пальчиковая игра «Мы приходим в огород» Мы приходим в огород. Методические указания. Дети тянут безымянный палец левой руки большим и указательным пальцами правой. Затем меняют руки и то же самое проделывают с безымянным пальцем правой руки. Повторяют упражнение несколько раз. Пальчиковая игра «Овощи» Собираем мы в лукошко Методические указания. Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок. Игра «Разминка» Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого. Предложите детям сделать разминку для рук: плавно поднять руки перед собой и встряхнуть кисти. Упражнение сопровождайте четверостишием: Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. Такую игру-разминку можно проводить как расслабляющее упражнение во время занятий, в ходе которых дети действуютруками. Дидактические игры «Собери овощи в корзинку» Цели. Развивать хватательные движения, учить выделять красный, зеленый желтый цвет. Ход игры Игра проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Ребенку предлагают выбрать из всех игрушек только овощи и положить в корзинку. Ига упражнение на песке «Посадим овощи» Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики. Методические указания. По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу. 4-я неделя Тема «Фрукты» Пальчиковая ига «Фрукты» Дыни, сливы, мандарины, Методические указания. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку. При этом ладони не соприкасаются, мизинцы, безымянные, средние указательные, большие пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх. Пальчиковая игра «Апельсин» Мы делили апельсин Это долька для улитки, Методические указания. Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы. Пальчиковая игра «Яблоки» Большой пальчик яблоки трясёт. Третий их домой несёт. Самый маленький – шалун. Игра «Разборные картинки», Собрать картинку фрукты из двух частей. Цель: учить составлять целое (фрукты) из двух частей; развивать воображение, память. Пальчиковая игра «Слива» Мы пошли в фруктовый сад, Методические указания. Большой и указательный пальцы левой руки образовывают овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал)
|