Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников. |
Моторика | |||
Автор: Бевз Майя Антоновна | |||
21.02.2016 08:19 | |||
Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников "Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". В.А. Сухомлинский Издавна учёными доказано, что мелкая моторика рук и уровень развития ребёнка тесно сотрудничают друг с другом. Если мелкая моторика рук у ребёнка развита хорошо, то нормально будет развиваться и его речь. Если у ребёнка слабая моторика рук, то и развитие речи будет отставать. Ещё из истории древнего мира мы знаем, что первой формой общения у первобытных людей было общение жестами. Люди в далёкие времена использовали жесты для того, чтобы указать на что-то, очертить, привлечь, защитить, использовать жест в виде угрозы. Таким образом люди изъяснялись между собой — разговаривали. Но наши предки нашли способ передачи друг другу бесконечное количество разнообразных мыслей. Эта удивительная способность, которую мы называем речью, стала неотъемлемой частью человека. Но люди не рождаются с развитой речью, и к ним не прилагается учебник, как правильно развиваться до трех лет. А именно в это время мозг ребёнка максимально нацелен на развитие речи. Хотя ребенок рождается со способностью к общению, эту способность необходимо развивать. Мы научили малыша языку жестов, и теперь он начинает говорить. Но нам рано потирать руки. Родителям и педагогам предстоит провести огромную работу. Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования.
Если у ребенка будет высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно начнут активно развиваться познавательные процессы (память, внимание, логическое и словесно-схематическое мышление), что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство беспокойства, переживания. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе, школьной тревожности. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Ещё В.М. Бехтерев писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи, В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев", а Аристотель сказал, что рука-это инструмент всех инструментов. Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, тем самым воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. А также при первом же интересе предлагать игрушки с различными поверхностями — гладкими, шершавыми, мягкими или твёрдыми. Дети рано или поздно отказываются от языка жестов, потому что это способ общения не все понимают, он работает только тогда, когда видишь собеседника, и у детей есть более интересные идеи, чем занять свои руки. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (потешки, прибаутки), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: засте-гивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Развитие мелкой моторики рук способствует активизации мышления, развитию речи, а вместе с ними и всех интеллектуальных процессов. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии и для самих мышц, и для других органов. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста остаётся актуальной и сегодня. Существует множество способов развития и совершенствования мелкой моторики рук как родителями, так и педагогами. При подборе игр и упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
При предъявлении игрового материала и речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться постепенно. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллек-туальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успеш-ному обучению в школе. Основной задачей в процессе развития речи детей является формирование у дошкольников мелкой моторики. В своей работе мы применяем разнообразные формы и методы, используем разные варианты занятий. Такие формы работы позволяют нам добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей. Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении материала способствует развитию связной речи, поддержанию поло-жительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Виды упражнений.
3. Работа с предметами и материалом для творчества (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.) 4. Теневой, пальчиковый театр. 5. Упражнения в обводке контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом). 6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки. 7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами. 8. Выкладывание фигур из счетных палочек. 9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др. 10. Нанизывание колец (шариков, кубиков) на стержень. 11. Сортировка мелких предметов. 12. Развитие хватательных движений – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). 13. Использование инструментов – ложки и вилки, молотка, иголки, лопатки и грабель, сачка. 14. Пересыпание сыпучих материалов. 15. Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком. 16. Использование разнообразных конструкторов из разных материалов. 17. Наматывание на клубок (катушку) толстую нитку или шнур. 18. Нанизывание бусины на шнурок. 19. Отстегивание и пристегивание прищепок. 20. Выкладывание фигур из спичек (без головок), геометрического материала. 21. Разматывание и наматывание на руку шнурка. 22. Домашние дела:
В результате совместной работы родителей, педагогов, детей, будет совершенствоваться и интенсивно развиваться речь ребёнка, мышление, интеллектуальные процессы. А значит ваш малыш будет уверенным, способным и успешным!!
|