Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Значение игр для развития мелкой моторики.
Моторика
Автор: Карпачёва Алла Владимировна   
16.11.2015 16:52

Значение игр для развития мелкой моторики.Значение игр для развития мелкой моторики.

Дидактическая игра «Волшебное дерево»

Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее» — это выражение принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Одним из ведущих аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

В дошкольном возрасте необходимо постоянно проводить с ребёнком работу по укреплению сенсорного восприятия, поскольку этот элемент оказывает огромное влияние на совершенствование воображения, речи, мышления и эстетического воспитания.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.

Большую роль в сенсорном развитии ребёнка играют и тактильные ощущения. С их помощью происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге. Для совершенствования тактильных ощущений специалисты рекомендуют с детства знакомить ребёнка с разнообразными по размерам и текстуре материалами. Это могут быть пуговицы, разного размера и цвета, ткани разной фактуры и оттенка.

 

Скачать конспект

Работая с детьми младшего возраста и наблюдая за ними, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей мышцы пальцев рук слабые, большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц.

Для работы с детьми я изготовила дидактическую игру «Волшебное дерево».

Волшебное дерево сшито из приятной мягкой ткани, на нём нашиты пуговицы разного цвета, для ориентировки на плоскости. Пристёгивать можно геометрические фигуры, разного цвета и величины. Также можно знакомить со временами года (зимой — ватные диски, весною — цветы, летом — фрукты, осенью — листья). Сделано всё из разной ткани для тактильных ощущений. Почему я назвала его волшебным? Да потому что в нем есть загадки, секреты! Созданная мною игра создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Детям очень нравится дидактическая игра «Волшебное дерево»

Игра способствуют развитию мелкой моторики рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас, изучение основных цветов спектра, знакомство с геометрическими фигурами. Развитие логического мышления. Эстетическое воспитание, развитие у детей терпения, аккуратности, усидчивости.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях с конкретными развивающими пособиями, но и в домашних условиях. Продуктивность возрастет, если родитель вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи.

Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, отчасти даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, лечили, учили и учились…

По рукам судили о здоровье человека, о его силе, о профессии, темпераменте. В нашем языке не случайно так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «рукой подать», «руками развести», и т.д.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движении руки — органа чувств и познания.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно систематически заниматься с детьми развитием моторики пальцев рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию у детей мелкой моторики. Чем лучше развиты тонкие движения пальцев рук малыша, тем быстрее развивается речь и интеллект.

Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

  • Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
  • Завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек, бутылочек.
  • Наматывание нитки на катушку.
  • Наматывание нити на клубок.
  • Составление контуров предметов (например, стола, дома) из счетных палочек или спичек.
  • Нанизывание пуговиц, бусин на шнурок.
  • Доставание бусинок ложкой из стакана.
  • Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
  • Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").
  • Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
  • Игры со шнуровками.
  • Разрывание бумаги на мелкие кусочки.
  • Скатывание шариков пальчиками из мелко нарванной салфетки.
  • Рисование пальчиками, цветными карандашами.
  • Лепка из пластилина, соленого теста.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Изготовление поделок из природного материала (шишек, желудей, листьев и т.д.).
  • Игры с песком.
  • Вдавливание мелких предметов в пластилин (мозаика на пластилине).
  • Завязывание и развязывание бантиков, узелков.
  • Переливание воды из одного сосуда в другой.
  • Накручивание гаек на болты.
  • Прикрепление бельевых прищепок по периметру открытой коробки.
  • Собирание матрешек.
  • Игры с вкладышами.
  • Игры с пазлами.

Как видите, развивать у детей мелкую моторику рук очень просто! Главное, чтобы детям эти игры доставляли радость и удовольствие.

И помните: в целях безопасности детей, любая игра с мелкими предметами обязательно должна быть под контролем взрослых!

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий об окружающем мире.

(В. А. Сухомлинский).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год