Проект «Программа самообразования педагога в дошкольной образовательной организации: тема «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование» |
Моторика | |||
Автор: Кикеева Елена Алексеевна | |||
22.08.2015 14:53 | |||
Проект «Программа самообразования педагога в дошкольной образовательной организации: тема «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование» Содержание
Данный проект реализуется воспитателем младшей группы «Вьюнского детского сада» с.Вьюны Колыванского района Новосибирской области.
Реализация проекта рассчитана на один учебный год. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества — одна из главных задач воспитания. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Классификация проекта 2. постановка проблемы Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук — один из показателей психического развития дошкольника, а так же одно из основных направлений по воспитанию у ребенка здоровой речи. Мелкая моторика-основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственные представления. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. От степени развития моторики зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе. Поэтому проблемой моего исследования стал вопрос, какие методы нетрадиционных техник рисования способствуют развитию мелкой моторики рук. Стратегия реализации проекта ( «дорожная карта реализации программы «Программа самообразования педагога в дошкольной образовательной организации») 3. Цели и задачи проекта Проработав ряд методической литературы, была поставлена цель: реализовать программу самообразования «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование» Объект: процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Предмет: педагогические условия использования Нeтрадиционных техник рисования в процессе развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Для достижения цели определены следующие задачи Разработать проект изучив литературу по проблеме проекта. Повысить квалификацию по теме: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования в младшей группе детского сада и организация конструктивного взаимодействия детей в художественном виде деятельности» Провести мероприятия по обмену положительным инновационным опытом по теме самообразования Повысить квалификацию по теме: «Модернизация содержания и методики дошкольного образования на основе ФГОС ДО» Провести мероприятия по обмену положительным инновационным опытом по теме самообразования. Проанализировать эффективность реализации проекта в течении учебного года, представить мультимедийную презентацию по итогам реализации проекта. 4. Стратегия достижения цели Проект предполагает самообразование воспитателя по теме: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование» в течении одного учебного года. Воспитатель в течении года самостоятельно работает над темой с помощью интернет источников и библиотеки, а также посещает семинары, конференции педагогической тематики. Реферирует, аннотирует и конспектирует статьи, помогающие ему в изучении темы самообразования, а также публикует свои статьи. Не маловажным является участие воспитателя в конкурсах и мастер-классах для собственного самосовершенствования и обмена опытом. За год планируется максимально изучить тему самообразования «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование» и в дальнейшем применять ее в своей педагогической практике. 5. План мероприятий и ожидаемые результаты Повышение квалификации Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить некоторые из них) Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта (дать полный перечень и приложить самые интересные работы) Проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении круглых столов, семинаров, конференций, руководство методическим объединением, рабочими группами Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах Работа с литературой Сентябрь: Акуненок, Т.С. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования [Текст]/ Т.С. Акуненок// Дошкольное образование. — 2010. — №18. – С. 18-25. Галянт, И. Пальчиковые игры [Текст] /И. Галянт, М. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2003. — № 1. – С. 50-53. Октябрь: Давыдова, Н.Г. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 [Текст]/ Г.Н. Давыдова. — М.: Скрипторий, 2007. – 88 с. Давыдова, Н.Г. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 [Текст]/ Г.Н. Давыдова. — М.: Скрипторий, 2007. – 78 с. Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание» [Текст]/ Григорьева, А.А., Николаева, Л.В., Никифорова, Т.И., Ядрихинская, Л.С. – Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2013. — 543 с. Ноябрь: Коль, Мэри Энн Ф. Искусство для дошкольников. Рисование [Текст]/ Ф. Энн Мэри Коль. — М.: Астрель, АСТ. 2005. — 64 с. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Педагогика, 1990. — 48с. Комарова, Т.С. Пути и средства формирования замысла в изобразительном творчестве [Текст]/ Т.С. Комарова// Дошкольное воспитание. – 1981. — № 11. – С. 18-25. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст]/ Т.С. Комарова. — М.: Мнемозина, 1995. -160 с Работа с литературой Декабрь: Леонова, Е. Поможем себе [Текст]/ Е.Леонова, Е.Тетенькина // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 3. — С. 51-53. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий [Текст]/ А.В. Никитина. – М.: Каро, 2010. – 96 с. Новикова, Е.В. Курс лекций Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]/ Е.В. Новикова. — Глазов, 2011. -140 с. Январь: Озеров, В.П. Психомоторные способности человека [Текст]/ В.П. Озеров. – Дубна: Феникс, 2002. – 320 с. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е.Плутаева, П.Лосев // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 5. – С. 28-35. Февраль: Полуянов, Ю.А. Дети рисуют [Текст]/ Ю.А. Полуянов. — М.: Педагогика, 1988. – 176 с. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст]/ С.Прищепа, Н.Попкова, Т.Коняхина //Дошкольное воспитание. – 2005. — № 1. – С. 60-64. Работа с литературой Март: Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст]/ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2006. – 128 с. Саккулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве [Текст]/ Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. — 213 с. Апрель: Фатеева А.А. Рисуем без кисточки [Текст] / А.А. Фатеева. Худож. А.А. Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96 с. Художественное творчество и ребенок [Текст]/ Под ред. Ветлугиной Н.А. – М.: Педагогика, 1982. -287 с. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 2002. – 32 с. Май: Щербуха, Я.И. Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности [Текст]/ Я.И. Щербуха // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 5. – С.1-10. 6. Оценка результатов проекта С помощью проекта самообразования по теме: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование» удалось: Развивать мелкую моторику рук детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционного рисования. Планировать и проводить учебные занятия по развитию моторики рук для детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Реализовывать воспитательные возможности в художественной деятельности ребенка. Развивать у детей интерес к рисованию. 7. Дальнейшее развитие проекта В будущем данный проект поможет молодым воспитателям достичь хороших результатов в своей профессиональной деятельности. Практическая значимость проекта состоит в том, что в нем подробно разбирается содержание и требования к построению образовательной деятельности в детском саду, что поможет воспитателям достигать наивысших результатов в профессии. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении. Полученные знания, дадут возможность свободно работать в сфере дошкольного образования, особенно сейчас, когда вступили в силу ФГОС ДО. Помогут точно определить цель, задачи и содержание работы с детьми в группах детского сада, а также методологически правильно выстраивать свою педагогическую деятельность, согласно стандарту.
|