Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму |
Моторика | |||
Автор: Черныш Виктория | |||
08.06.2015 18:35 | |||
Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму Как известно, массаж — это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой части тела, а также на эластичность суставов и связок. Самомассаж: кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.
Игровой самомассаж кистей рук — важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребёнка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука ещё и создаёт их. Игровой самомассаж — это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развивается межполушарное взаимодействие, синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нижележащими отделами центральной нервной системы. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер. По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, а по нашим наблюдениям, он содействует также снижению двигательной и эмоциональной v расторможенности, коррекции гиперактивности. Существует немало конкретных приёмов по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и др. для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей. Одним из таких приёмов является проведение самомассажа кистей рук в сопровождении художественного слова в исполнении самого ребёнка. Весёлый спектакль, который юный актёр разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой несколько секунд, а текст пьесы укладывается в четверостишие. Но для того, что бы его сыграть, необходимо в своём воображении создать яркий образ: содержание массажного приёма, т.е. механического воздействия на мышцы, должно чётко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета. Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-ти минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях, сопровождать рифмованный текст можно следующими массажными приёмами: 1. Поглаживание. Прямолинейное, круговое, спиралевидное, зигзагообразное поглаживание тыльной или ладонной поверхности кистей рук подушечками 2-х, 5-ти пальцев. Направление движения — от кончиков пальцев к лучезапястному суставу. 2. Растирание. Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга: гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины средними и концевыми фалангами; граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки; пиление (продольное и поперечное) пальцами или ребром ладони противоположной руки; циркулярное растирание кистей рук ("намыливание" рук мылом). 3. Разминание. Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки; щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони. 4. Вибрация. Пунктирование 2-мя, 5-ю пальцами (игра на пианино); поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки; поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев. Игровой самомассаж кистей рук Игровой самомассаж кистей рук является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей-инвалидов, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающе-оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Веселый спектакль, который юный актер разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие. Но для того чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета. Как известно, массаж — это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Помимо этого игровой самомассаж кистей рук — важная составляющая сенсорного воспитания:
Игровой самомассаж — это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Он является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная комбинация, а также развитие речевой и творческой сфер. По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, также он содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенно, коррекции гиперактивности. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы. Зигзагообразное поглаживание: Дунул ветер на березку, М. Пляцковский Прямолинейное растирание ладонями друг друга. Чьи руки зимою всех рук горячей? Они не у тех, кто сидел у печей, А только у тех, а только у тех, Кто крепко сжимал обжигающий снег, И крепости строил на снежной горе, И снежную бабу лепил во дворе. В. Берестов Пять пальцев на руке своей Ползи по дорожке, Пунктирование пальцами (игра на пианино). Кто там топает по крыше? Я усну теперь едва ли. Ж. Давитьянц Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев. Уложили дятла спать В. Линькова Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти. Во дворе у Толика По утрам мы с Толиком В. Кодрян Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно Поглаживание Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев — это "лучи солнца". Солнышко лучами Г. Виеру Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения — от кончиков пальцев к лучезапястному суставу. Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев. Сорока, сорока, Воду носила, Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава). Свистели метели, Стелила постели Мы утром в окошко В. Степанов Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье — это ствол, а кисть с растопыренными пальцами — крона). Дунул ветер на березку, М. Пляцковский Растирание Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга. Первый вариант Чьи руки зимою всех рук горячей? И крепости строил на снежной горе, Принялась она за дело. Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. С. Маршак Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы. Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки. Пилит, пилит пила, В. Сокол Циркулярное растирание кистей рук ( «намыливание» рук мылом). Не секрет для нас с тобой, Разминание Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки. Толстушка- ползушка, Дом-завитушка, Ползи по дорожке, Ползи но ладошке, Ползи, не спеши. Рога покажи. Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина) Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка. Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони. Гуси, гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да! Так летите же домой. Серый волк под горой Не пускает нас домой. Русский фольклор Примечание. Предварительно попросите ребенка руками изобразить гуся. Вибрация Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино). Кто там топает по крыше?
|