Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.Сухомлинский. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. На руке находятся биологически активные точки нашего организма. Уровень развития речи детей находится в зависимости тонких движений пальцев рук.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат. Ученые изучавшие психику детей, подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга. Основными принципами работы по развитию мелкой моторики рук являются :систематичность и последовательность, наглядность и учет возрастных особенностей детей. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга .Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Особую роль в развитие мелкой моторики и развитию речевых центров способствует пальчиковая гимнастика. Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон , учат понимать смысл, повышают речевую активность ребенка. Также в работе мы используем и другие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев. 1. Игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зерна, бусы, застежки. 2. В изобразительной деятельности :лепка, раскраски, штриховка, обведение контуров, рисование разными спрсобами, изготовление поделок из природного материала, вязание. 3. Самомассаж кистей рук и пальцев рук мячиками-ежиками. 4. Кинезиолологические упражнения- эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. -мозайка, конструкторы, пазлы, волчки. - работа с пластилином. - игры с бусами-перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы(Считать количество бус в прямом и обратном порядке.) - игры с резинками для волос( для этого нужно надеть на большой и указательный пальцы и растягивать.) - выкладывать буквы из счетных палочек. -мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук. Таким образом мы дошкольников подготавливаем к овладению письмом, формируем у него художественный вкус. Иногда дети не любят застегивать пуговицы ,шнуровать ботинка. Это говорит о том ,что у ребенка недостаточно развита мелкая моторика. И вот ,чтобы определить как у ребенка развита мелкая моторика есть определенные кинестетические упражнения:
- Петушок (ладонь вверх,указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх); - Кошечка (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.); -Зайчик(вытянуть вверх средний и указательный пальцы,при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони к ладони); -Флажок (четыре пальца-указательный, средний, безымянный и мизинец -вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе); -Вилка (вытянуть вверх три пальца- указательный, средний, безымянный -расставлены врозь. большой палец удерживает мизинец на ладони). Все упражнения выполняются после показа воспитателя. При выполнении сложных фигурок первый раз нужно помочь ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее ребенок действует самостоятельно.
|