Обучающие задачи Закрепить: решение «примеров» на сложение в пределах первого десятка. Совершенствовать умение: читать схему и корректировать ее по заданному правилу; воспроизводить схему по памяти; из частей собирать целое; ориентироваться на листе бумаги. Упражнять в решении логических задач; в быстром счете пятками. Развивающие задачи Развивать: зрительную память; настойчивость в поиске решения к поставленной задаче, которая ведет к результату; самостоятельность, инициативу, желание проявлять умственные усилия; умение сосредотачивать внимание на проблеме; абстрактное, логическое мышление. Воспитывающие задачи Воспитывать: стремление к творческому процессу, к самовыражению в активной, интересной деятельности. Методы и приемы: символы, ловушки, проблемные ситуации, логические задачи, поисковые вопросы, диалог, игра, психогимнастика, вывод. Материалы к занятию: Демонстрационный: часы со стрелками, 3 табло-схемы для решения логических задач «Сколько пар?», «Логические примеры», карточки-схемы – 4шт. Раздаточный материал: пеналы геометрических фигур (на каждого ребенка), простые карандаши, цветные карандаши (на выбор), чистые листы бумаги (по количеству детей), карточки с заданием (по 3 штуки на каждого).
Ход занятия
Вводная часть Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Михайловна. Я работаю воспитателем в детском саду, который называется «Серебряное копытце». Знаете, ребята, я хотя и взрослая, но очень люблю сказки. И самая любимая моя сказка «Заюшкина избушка». Ребята, а в чем заключается сюжет этой сказки? (называют). Верно, зайчик остался в избушке лубяной, а ледяная избушка лисы растаяла и она осталась на улице. А вам лису жалко? Ну, хоть немножко? И мне ее жалко. А давайте, сейчас построим домик для лисички. Сегодня, мы с вами будем строителями.
I часть Восп. – прежде чем приступить к строительству, я хотела бы посмотреть, какое у вас настроение. Ведь если строитель будет грустный, как тучка, то и в доме таком не долго проживешь, развалится. - Подойдите к столам, возьмите чистый лист бумаги, сейчас будем рисовать. Карандаши можете выбирать любого цвета. - Готовы? Нарисуйте, пожалуйста, смешную линию, грустную линию, зубастую линию, хитрую линию, веселую линию, злую линию. Восп. – спасибо, ребята, отложите карандаши в стороны. Посмотрев на ваши рисунки я могу сказать, что у вас сегодня хорошее настроение потому что, для рисунка вы выбрали яркие цвета. - Раз мы сегодня настоящие строители, давайте уточним продолжительность нашего рабочего дня. - У взрослых – рабочий день длится с утра до вечера – целых восемь часов, а мы с вами еще маленькие и нам можно работать всего полчаса, это значит – 30 минут. - Давайте покажем на часах, во сколько мы должны закончить работу, строительство дома, если начнем работать в 9 часов? - От одного числа до другого мы знаем сколько минут? Дети – от одного числа до другого 5 минут (если затрудняются, подсказываю) Восп. – Наташа, подойди, пожалуйста, к часам и, поворачивая большую стрелку по кругу, отсчитай правильное время. А вы, ребята, будете все ей помогать. И так вспоминаем счет пятерками (если дети затрудняются, считаю вместе с ними). - Пять, десять, пятнадцать, двадцать, двадцать пять, тридцать. Ровно через 30 минут, мы должны закончить работу. Восп. – ребята, как вы считаете, чтобы построить хороший, прочный дом, какими должны быть строители? Дети – должны много знать, должны быть сообразительными, умными, хорошо считать, думать и т.д. Восп. – я с вами полностью согласна. Вот мы сейчас и посмотрим, как вы можете проявлять смекалку и находчивость. - Строителю, для работы, нужны специальные ботинки и рукавицы, спецодежда. Посмотрите внимательно на табло и ответьте, сколько строителей смогут воспользоваться рукавицами? - Как считает Саша? Объясни, пожалуйста, как ты догадался, что рукавицами воспользуются пятеро строителей? (одному человеку нужны 2 рукавицы – пара, а на рисунке 5 пар). Как думает Тимур? И т.д. - Молодцы, быстро справились с заданием. Обратите внимание, на этом табло изображены строительные ботинки, сколько строителей смогут воспользоваться ими? - Как считает Оля? Объясни, пожалуйста, как ты догадалась, что ботинками воспользуются четверо строителей? (ловушка - один ботинок лишний). Восп .- молодцы ребята, вы меня очень порадовали своими ответами. Ребята, строители должны быть, еще, очень внимательными. Ведь строительство дома, это очень ответственная работа. - Проходите за столы, располагайтесь поудобнее, следующее задание на внимание - Перед вами лежит карточка с желтым кружком. Возьмите ее и положите перед собой. Нам понадобиться простой карандаш. - Посмотрите внимательно на табло, запомните расположение кругов и повторите точно такой же рисунок, каждый на своей карточке (обращаю внимание на осанку). - Молодцы, смотрим следующую таблицу и т.д. Восп. - с задание справились хорошо, спасибо. - Ребята, для строительства дома я заказала строительные материалы, из магазина их прислали большое множество... Надо их сосчитать, как - то привести в порядок. Я уже начала подсчет, но одной мне не справиться. Нужна ваша помощь. Посмотрите внимательно, как я это делала. - Сначала, я сосчитала треугольники, их всего 4, затем сосчитала круги, их всего 3, затем сосчитала квадраты, он всего один. И у меня получилось 3 - треугольника 2 – круга 1- квадрат Возьмите карточку с зеленым кругом. Нам понадобится простой карандаш. Тимур будет выполнять задание у доски. Обратите внимание, количество фигур у всех разное, будьте внимательны (обращаю внимание на осанку). Восп. - молодцы, хорошо поработали. - Сколько квадратов при сложении получилось у Оли? Объясни, почему. - - Дети – если к трем квадратам прибавить четыре квадрата, всего вместе получится семь квадратов. - Сколько кругов при сложении получилось у Миши? Объясни, почему? И т. д. - Впереди нас ждет самое ответственное задание, строительство дома, давайте отдохнем. Выходим на ковер, располагаемся поудобнее. Сейчас, на 2 минутки, мы с вами превратимся в охотников. физкультминутка - Мы охотники на льва, не боимся мы его, - За плечами мы несем огромное ружье… -Ой, что это такое? Это же болото! - Ведь его не обойдешь, и под ним не проползешь! - Мы шагаем напрямик. – спасибо, с заданием справились. Впереди у нас, строительство дома, давайте немного отдохнем (физ. минутка). Выходим на ковер, встаем в круг. Я предлагаю, на 2 минутки превратиться в охотников. - Мы охотники на льва, не боимся мы его, - За плечами мы несем огромное ружье… - Ой, что это такое? Это же река! - Ведь ее не обойдешь, и под ней не проплывешь! - Мы шагаем напрямик. Буль-буль-буль-буль-буль-буль-буль. - Мы охотник на льва, не боимся мы его, - За плечами мы несем огромное ружье… - Ой, что это такое? Это же болото! - Ведь его не обойдешь, и под ним не проползешь! - Мы шагаем напрямик. Чмок-чмок-чмок-чмок-чмок-чмок-чмок. - Мы охотники на льва, не боимся мы его, - За плечами мы несем огромное ружье… - Ой, что это такое? Это же лес! - Ведь его не обойдешь, и под ним не проползешь! - Мы шагаем напрямик. Трах-тара-рах, трах-ба-бах, трах- тах- тах! Восп.- ребята, а лев то, убежал от нас. А почему? Дети – он испугался, потому, что мы шумели. Восп. – я с вами полностью согласна. Проходим на места.
II часть Восп. – ребята, строительные материалы у нас уже есть, мы и сообразительные и ловкие, как вы считаете, мы уже можем начать строительство дома? Как считает Наташа, Максим? А вот я думаю, что мы не можем начать строительство. Нам для этого чего - то не хватает. Как вы думаете, чего? (ответы детей). Восп. – для строительства нам нужен чертеж дома. У вас есть чертеж? (ответы детей). Ребята, когда я заказывала строительные материалы, я заказала и чертежи домов. Но чертежи прислали не качественные. По дороге, они, упали в снег, намокли и в результате, вот что у нас есть. Что же нам делать? (проблемная ситуация) Ведь для строительства нам нужен целый чертеж (ответы детей) Восп. – Придется нам с вами побыть еще и архитекторами. - Возьмите карточку с синим кругом. Вам понадобится карандаш. Необходимо сосчитать клеточки с левой стороны и столько же дорисовать справой. Начинаем работать (обращаю внимание на осанку). Ребята, будьте внимательны, ведь от вас зависит, будет лисичка жить в домике, или останется мерзнуть на улице. Думайте, хорошо считайте, не торопитесь. Восп. - молодцы, хорошо поработали. - Ребята, как вы считаете, сейчас можно приступать к строительству дома? (ответы детей). - А из какого материала строят дом? (ответы детей). - Ребята, как вы думаете, из чего мы сейчас будем строить дом для лисички? (ответы детей). - Будем строить дом из геометрических фигур. У каждого из вас, на столе, лежит конверт. Берем конверт, чертеж и отправляемся на ковер строить дом для лисички. Располагайтесь как кому удобно. Начинаем работу (дома могут быть разного размера, у кого то – большой, у кого то – маленький. Возводите постройку внимательно, у дома должно быть окошко, как же лисичка будет смотреть на улицу).
III часть - Заканчиваем строительство. У нас получился целый поселок. Лисичка сможет заселиться не только сама, но пригласить всех своих друзей и подруг. - Ребята, как вы считаете, лисичке понравится ваш домик? - Как считает Зарина? Как считает Ринат? А что вам для этого приходилось делать? Дети - нам приходилось быть внимательными, приходилось преодолевать трудности. Восп. – вы довольны своим конечным результатом? Знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в будущем? И конечно же, ребята, все знания пригодятся в школе. -Я тоже вами очень довольна. Всем строителям объявляю благодарность и отпускаю в отпуск. Спасибо, с вами очень интересно работать.
(Городской конкурс Воспитатель года-2011) Подготовила воспитатель
Синявина Людмила Михайловна МБДОУ № 84 «Серебряное копытце» г. Набережные Челны 2011 г.
|