Тема «Измерение длины» Программа «От рождения до школы» Возраст Подготовительная группа Основная образоват.область «Познавательное развитие» Интеграция с др.областями «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Форма проведения Совместная деятельность детей и взрослых Цель Развитие познавательных и математических способностей Воспитательные задачи Воспитывать дисциплинированность, умение слушать воспитателя, продолжать формировать умение быстро выполнять задания. Развивающие задачи Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, воображение.
Скачать конспект
Образовательные задачи - Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой; - познакомить с см и м как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков; - закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6. Планируемый результат Научить использовать линейку для измерения длин отрезков. Методы и приемы Словесный: объяснение, разъяснение; Наглядный: показ; Практический: упражнения, выполнение заданий. Наглядные средства обучения Демонстрационный:белая полоска бумаги-40см, полоски-мерки: красная-10 см, синяя-8 см; метр(портняжный, складной,рулетка и т.д.); модель см; линейка. Раздаточный: белая полоска бумаги-20 см;полоски-мерки: красная-5см, синяя-4см;линейка; листки с тремя отрезками5 см,2 см,4см.; звездочки. Организация детей
Индивидуальная работа Напомнить Никите,как правильно пользоваться линейкой. Словарная работа Сантиметр, метр, пядь, сажень,локоть, отрезок, длиннее, короче, «целое» и «сумма», шире, уже. Предварительная работа Беседа об единицах измерения, о способах измерения длины. Структура 1. Начало НОД: 1 мин. 2. Эксперимент: 5 мин. 3. Работа с раздаточным материалом: 6 мин. 4. Физминутка: 1 мин. 5. Измерение длин: 6 мин. 6. Физминутка:2 мин. 7. Повторение: 6 мин. 8. Итог занятия: 3 мин.
Ход НОД
I.Начало НОД -1 мин. II. Эксперимент -5 мин. III.Работа с раздаточным материалом. IV.Физминутка V.Измерение длин линейкой VI. Физминутка VII. Повторение VIII. Итог занятия
-Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие буду вести я, Динара Ляуфировна. Сейчас попрошу вас сесть правильно и слушать меня внимательно. Договорились? За каждый правильный ответ, буду давать вот такие звездочки (показываю). Дополнительные звездочки будут за хорошее поведение. У кого звездочек будет больше, тот получит главный приз. Он здесь (показываю коробочку в подарочной упаковке. Затем я убираю коробку в шкаф, чтобы дети не отвлекались). Ребята, сегодня мы вами научимся с вами измерять длину с помощью линейки, узнаем, что такое см и м.
А) Сейчас я хочу к себе позвать самого высокого мальчика и самую низкую девочку (имена). Ребята, посмотрите на полу две полосы. Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, какая полоска длиннее? (Индивидуально спрашиваю у неск. детей). Правильно, они одинаковые по длине. Сейчас проведем эксперимент. Максим пройдет по этой полосе, Ксюша-по этой(показываю). Этот ряд будет считать, сколько шагов прошел Максим. Этот ряд будет считать, сколько прошла Ксюша. Сколько шагов получилось у Максима? А сколько шагов у Ксюши? У Максима больше шагов или у Ксюши? А теперь подумайте, полоски одной длины, а количество шагов разное, почему же так получилось? Как ты думаешь, Никита? А ты как думаешь, Диляра? Таким образом, сделаем с вами вывод: чем шире шаги, тем меньше кол-во шагов. У Максима были шаги шире,у него получилось меньше кол-во шагов. А у Ксюши шаги уже,поэтому у нее кол-во шагов получилось больше. Молодцы, ребята! Ксюше и Максиму вручаю звездочки за хорошую работу. Спасибо! Можете сесть за свои места. (Затем даю звездочки детям, которые отвечали). Б) Следующее задание такое. На ваших столах лежат белая(20см),синяя(4см), красная(5 см) полоски. Сравните, пожалуйста, синюю и красную полоски. Какая полоска длиннее: красная или синяя? А каким способом вы измеряли, наложением или приложением? Очень хорошо. А сейчас измерьте с помощью красной полоски белую полоску. Сколько красных полосок вместилось в белую? Вера, сколько полосок у тебя вместилось? Хорошо. У всех так получилось? Замечательно! Запомните эту цифру. Сейчас измерьте с помощью синей полоски белую. Сколько полосок вместилось? У всех одинаковое кол-во? Каких полосок вместилось больше: красных или синих? Полина, как у тебя получилось? Сделаем вывод: у нас получилось, что чем больше размер мерки, тем меньше результат измерения,т.е. красных полосок вместилось меньше, т.к. она длиннее. Молодцы, Ребята! (В ходе задания, выполняю его на доске. Подхожу к каждому ребенку, помогаю. За правильные ответы даю звездочки).
На прошлом занятии, вы познакомились с некоторыми мерками для измерения длины. Давайте вспомним, какими еще мерками можно измерять длины отрезков? (звездочки за правильный ответ). Как вы думаете, одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей? Все верно, ребята. Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, - они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками – метром и сантиметром. (Демонстрирую модель метра и сантиметра). Теперь отметьте зеленым карандашом(или простым) 1 см на своих линейках(показываю на доске на демонстр.линейке. объясняю, как правильно пользоваться линейкой). Как вы думаете, какой из мерок удобнее измерять расстояние в комнате? Первый ряд измеряет длину стола, второй-длину доски, третий-длину ковра(помогаю каждому ряду. У каждого ряда спрашиваю, сколько у них получилось. За правильные ответы даю звездочки). А теперь посмотрите задание №1. Какой меркой измеряет длину доски мальчик на картинке? Правильно, метром. А какой меркой удобнее измерять длину дорожки, по которой проползла улитка? Сантиметром. Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? Давайте проверим. Ясмина, сосчитай, пожалуйста. Хорошо. Дима, у тебя как получилось? У всех получилось 4 отрезка по 1 см? Молодцы, ребята. На линейке отложены отрезки по 1 см. Числа 1,2,3 и т.д. показывают, сколько см отложено. Например, на моем отрезке шесть отрезков, значит здесь 6 см (показываю на доске на демонстр.линейке). Давайте узнаем, сколько см проползла улитка? Денис, как правильно нужно приложить линейку? Никита, нужно держать линейку вот так(индивид.подход к детям). Итак,ребята, сколько см проползла улитка? Молодцы, правильно, 5 см проползла улитка.
Ребята, мы очень долго занимались и нам нужно немного отдохнуть. Все выходим на коврик и встаем на четвереньки. Давайте мы с вами представим,что мы очень медленные улитки. Вы же знаете, что улитка очень долго ползет. Кто так медленно ползет, На себе свой дом везет? Проползет еще немножко, Высунет и спрячет рожки. По листу, по ветке гибко Очень медленно ползет улитка. Молодцы! Теперь садимся за свои места и продолжаем занятие.
На ваших вас дожидаются ваши линейки. Сейчас они нам понадобятся. Посмотрите задание №2. Что же тут изображено? Верно. Это отрезки. Наша с вами небольшая задача, измерить их длину. Мне нужны помощники. На доске есть отрезки. Они точно такой же длины, что и в вашей тетради (вызываю к доске одного из детей). (д.)будет измерять, а вы с своих тетрадях. Потом проверим (индивид.подход). Давайте проверим. Сколько см получилось у тебя,Карина? А у тебя, Кирилл? Хорошо. А давайте сейчас узнаем, сколько см получилось у (ребенок у доски)? Значит, мы правильно измерили все три отрезка(звездочки). Сейчас мы с вами проведем маленький эксперимент. Какие геометрические фигуры нарисованы на доске? Правильно. Точно такие же фигуры у вас в тетрадях. Давайте вспомним, где у нас находятся стороны этих фигур? (каждую фигуру рассматриваем). Как вы думаете, равны ли стороны этих фигур? Например, у треугольника стороны равны? А у квадрата? У прямоугольника? Сейчас мы с вами узнаем. (Разбиваю фигуры, которые на доске по деталям. Каждую отдельно. Прикладываю детали друг к другу). Посмотрите, ребята, каждая деталь имеет разную длину. Что же это значит? Это значит, что, например, у треугольника стороны разные. А что вы скажите о квадрате? Прямоугольнике? Измерьте в своих тетрадях стороны геом.фигур и запишите результаты в клетку. (даю время, помогаю). Все справились с этим заданием? Хорошо. Ребята,посмотрите задание №4. Как думаете, что нам нужно сделать? Что это такое? правильно,это равенства и их нужно правильно составить. Для начала нам нужно измерить длину каждого отрезка. Измерьте длину самого большого отрезка и результат запишите в верхнем «окошечке». Какие равентсва можно составить? (индивидуально спрашиваю у неск.детей. за правильный ответ-звездочка. Ответы записывают. Я показываю на доске).
Мы очень хорошо поработали. Думаю, мы заслуживаем отдыха. Мы поставили пластинку И выходим на разминку. На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Раз-два, раз-два! Хватит, хватит! Прибежали! Потянулись, подышали! Еще чуть-чуть позанимаемся, и отдохнете подольше.
Сейчас посмотрите задание № 5. Смотрите, какие красивые картинки. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? Здесь есть знаки > < =. Все правильно, нужно сравнить. Артем, скажи нам, пожалуйста, на первой картинке что изображено? Правильно. Где мячиков больше, где меньше? Значит, какой знак мы поставим? (показываю на доске знаки) Правильно. О следующей картинке нам скажет Егор. Скажи, пожалуйста, что изображено и какой знак нужно поставить? Почему? Будь внимателен. Правильно. Все согласны? Хорошо. И последняя картинка. Ростислав, скажи, пожалуйста, какой знак нужно поставить? Все правильно. Ребята, вы справились с этим заданием. Задание №6 вы выполните с Ольгой Сергеевной после сна. А потом я проверю, как вы его выполнили. (В случае если не уложусь во времени).
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми мерками. Давайте вспомним, какие это мерки? Правильно, метр и сантиметр. Для чего нам нужна такая мерка, как метр? А для чего нужен сантиметр? Никита, напомни нам, пожалуйста, как нужно правильно пользоваться линейкой? Молодцы! Чтобы вы не забывали об этих мерках, измерьте дома длину стола, кровати, длину ваших книжек, которые у вас есть дома. Я очень рада, что вы так внимательно меня слушали, вели себя хорошо, были такими активными. Как и обещала, самому активному и послушному, главный приз. (определяем самого активного, умного и послушного. Остальным поощрительные призы). Вы все очень умные, активные, послушные, но, как видите, (имя ребенка) был шустрее, быстрее всех. Для вас я тоже приготовила поощрительные призы. Всем спасибо и до новых встреч!
|