Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей с ОВЗ» |
Математика детям | |||
Автор: Саргас Надежда Борисовна | |||
21.06.2024 08:04 | |||
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей с ОВЗ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Зайчик» Саргас Надежда Борисовна учитель-дефектолог высшая квалификационная категория Усть-Илимск, 2023 г. Для малыша важнейшее средства трудового воспитания — игра Любовь и желание трудиться определяют будущее маленького ребенка, заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив! - Как научить детей с ОВЗ трудится посредством игр с геометрическими фигурами и развить у них математические способности? — дошкольнику необходим труд интеллектуальный.
Как нам всем известно современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника. Одной из наиболее важных задач педагогов и родителей развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. О построении образовательной деятельности на основе: взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития, поддержки положительной самооценки ребенка и уверенности в собственные возможности и способности. Определение оптимальных путей формирования элементарных математических представлений и умственных способностей дошкольников через игры и плоскостное конструирование из геометрических фигур у дошкольников определяют актуальность, теоретическую и практическую значимость. Математика – серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста, и чтобы постигнуть данную науку, нужно уметь трудиться. Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме, величине) и развивает логическое мышление, а также при помощи геометрических фигур формируются знания по всем разделам математики – это количество и счет, величина, ориентировка во времении пространстве. В процессе работы над формированием элементарных математических у дошкольников определяется цель и ставятся задачи. Цель: формирование элементарных математических представлений и умственных способностей дошкольников через игры и плоскостное конструирование из геометрических фигур Задачи Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
В играх с геометрическими фигурами, совершенствуются умения узнавать геометрическую фигуру, выделять ее из рисунка, чертежа, абстрагируясь от других признаков. Далее связываем эти упражнения с задачами формирования количественных представлений: со счетной деятельностью. Затем можно предложить рисунки и чертежи более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие фигуры. Выделение фигур в окружающей обстановке связано с определением формы предметов посредством сравнения их с геометрическими фигурами как сенсорными эталонами формы. Обучение математике немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их — обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание. Успех игры целиком зависит от педагога, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям. Практическая часть — 1 часть I группа: Игра «Назови фигуры и скажи сколько их» Игра «Найди для каждой фигурки домик» Игра «На что похожа фигура?» Игра «Ассоциации» игрынаправлены на развитие умений работать по образцу: анализировать образец, выделяя его составные части (то есть геометрические фигуры), синтезировать в целостный образ, тождественный образцу. Данные игры способствуют осознанному выделению элементов фигур (сторон, вершин, углов), связей между их количеством и названием фигур, выявлению некоторых существенных свойств фигур. Развивают воображение и умение выделять предмет или часть предмета в окружающей обстановке похожий на геометрическую фигуру IIгруппа: Игры малой подвижности: «Нарисуй фигуру в воздухе», «Какую фигуру нарисовал (а) на спине?». Подвижные инейропсихологическиеупражнения способствуют развитию концентрации внимания и памяти, обострению тактильных ощущений, снимают мышечное напряжение, а также для саморазвития и самосовершенствования. Активизируют словарь у неговорящих детей. IIIгруппа: Игры «Расскажи, как расположены фигуры» или «Повтори узор из геометрических фигур» Игры направлены на развитие умения выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости, оперировать понятиями «слева», «справа», «между», «перед», «за», «после», «вверху», «внизу», «внутри», «снаружи», «вне», «на границе», «пересекаются». Для выделения отношений и особенностей взаимного расположения фигур на рисунке, чертеже. Полезно формулировать задания в форме графического диктанта с последующей проверкой по образцу. IVгруппа: Игра «Помоги Чебурашке — найти лишнюю фигуру» Игра «Какой из этих фигур не хватает в каждом ряду?» Игра «Какой из этих фигур не хватает на карточке?» Игра «Продолжи ряд» (закономерность) Игры связаны с проведением логических операций над множествами геометрических фигур. Многие из них требуют осуществления анализа, сравнения, обобщения, классификации по определенным свойствам (цвет, форма, размер). Включены задания на поиск закономерностей и продолжение ряда фигур, поиск недостающей фигуры, так как они тоже требуют проведения анализа, сравнения и обобщения по разным признакам (цвет, форма, размер, расположенность в пространстве). Vгруппа: Игра «Составляем из геометрических фигур цифры» Игра «Состав числа» Игра «Решаем задачи и примеры» Игра «Составь цветок» (какая цифра, столько должно быть лепестков у цветка) Игра «Поставь знак: больше – меньше» Игры на формирование навыков и умений в счете, вычислениях, развитию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания, употреблять в речи математические термины. VIгруппа: Игра «Подарок другу» Игра «Назови геометрические фигуры, из которых состоит твоя композиция» Игра «Геометрическая мозаика» Игра «Выбери геометрические фигуры, из которых состоят предметы» задания на составление различных композиций по представлению, что способствует развитию воображения, творчества. Игры «Головоломки» направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур. Упражнениями данного типа являются известные головоломки «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Сложи квадрат» Б. П. Никитина и др. Надо сказать, что дидактические игры для ФЭМП тесно связаны, дополняют друг друга. 2 часть. Современный ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки очень хорошо реализуются и совершенствуются в конструировании. Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. Конструирование имеет большое развитие для развития ребенка, его творческих способностей, воображения, мышления, формирования пространственных представлений. Плоскостное конструирование из геометрических фигур – это обучение детей построению различных изображений на плоскости. Оно дает возможность действовать с геометрическими телами, фигурами освоить сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина), усвоить правильные названия геометрических фигур. Конструирование из геометрических фигур начинается с младшего и среднего возраста и носит характер игр и упражнений. Сначала дети выкладывают фигуры в отверстия, подходящие по форме. Затем из геометрических фигур строят простейшие изображения, например коврик, чередуя предметы по форме, цвету и величине. Далее предлагаются несложные изображения и схемы. Дети отбирают геометрические фигуры и накладывают их на изображение, детали используются более крупные. В старшем дошкольном возрасте схемы предлагаются в качестве образцов, а дети собирают изображения на столе или другой плоскости, детали используются более мелкие. В этом возрасте начинается опыт самостоятельного применения схем и построения по собственному замыслу. К концу среднего возраста детям становятся интересны творческие задания, напримерТанграм. Предлагаются образцы, по которым надо составить различные предметы, такие задания требуют большей самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность. Дети очень любят участвовать в составлении коллективных работ, они могут самостоятельно складывать предметы и обыгрывать их. Плоскостное конструирование из геометрических фигур позволяет развивать у детей математическое мышление, фантазию и творчество, подводит к построению схем, планов и чертеже. Изготовление игры — головоломки «Волшебный круг». Круг из 9 частей разного размера, которые сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры. Нам понадобятся: лист картона, циркуль, линейка, карандаш, ножницы.
Конструктор готов. Далее предлагаем детям поиграть, используя схемы. Итог: Для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Основная направленность данной работы над геометрическими фигурами связана с формированием структуры мыслительных операций, позволяющих ребенку устанавливать взаимосвязи между различными свойствами и признаками предметов, выносить о них правильные суждения, что и является конечной целью любой системы умственного воспитания. Увеличение объема изучаемого геометрического материала, его усложнение требуют от педагога более осознанного, вдумчивого подхода к подбору упражнений с геометрическим содержанием. Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь педагогам, а также будут полезны родителям и всем, кому не безразлично будущее подрастающего поколения. Главное любить трудиться обучаясь, и находить в этом источник радости! Список литературы
|