Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Палочки Х. Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Упражнения с цветными палочками.
Математика детям
Автор: Яценко Наталья Николаевна   
27.09.2023 20:07

Палочки Х. Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Упражнения с цветными палочками.Палочки Х. Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Упражнения с цветными палочками.

Подготовила воспитатель: Яценко Наталья Николаевна

Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными линеечками, счётными палочками.

Набор содержит 241 палочку; каждая палочка делается из дерева и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство», или класс.

В работе с дошкольниками может использоваться упрощённый вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нём белых палочек 36, а остальных – по 12 каждого цвета.

 Скачать конспект

Палочки можно предлагать детям с трёх лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Воспитатель предлагает упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трёх, четырёх и т.д. «вагонов», измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д.

Подбор упражнений осуществляется с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации для младших и средних детей и в виде соревнования – для старших.

Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. (отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала).

Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить детям постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры внимание ребёнка надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в мешок или коробочку в определённой последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые и т.д.

Примеры упражнений с цветными палочками:

  1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зелёную, жёлтую, коричневую, белую и т.д.
  2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
  3. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на неё и скажи, какого она цвета.
  4. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.
  5. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом.
  6. Найди с закрытыми глазами в наборе две палочки одинаковой (разной) длины.
  7. Возьми зелёную и жёлтую палочку (или любые две палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы внизу оказалась длинная, а вверху короткая палочка.
  8. Назови и покажи все палочки длиннее (короче)(называется цвет любой палочки).
  9. Составь лесенку из оранжевой, бордовой и зелёной палочек. Какого цвета палочка внизу (вверху, посередине)? Поднимись по лесенке, называя цвет каждой ступеньки.
  10. Упражнение в игровой форме: «Угадай, какую палочку я выбрала?». Ведущий выбирает (задумывает) любую палочку из набора. Играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочку, кроме её цвета. Ответ на вопрос даётся: «да», «нет». Например: «Эта палочка длиннее красной?»«да». Вопросы ставятся до тех пор, пока дети не угадывают палочку, выбранную ведущим.

Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетание с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а так же и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребёнка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т.д.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год