Палочки Х. Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Упражнения с цветными палочками. |
Математика детям | |||
Автор: Яценко Наталья Николаевна | |||
27.09.2023 20:07 | |||
Палочки Х. Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Упражнения с цветными палочками. Подготовила воспитатель: Яценко Наталья Николаевна Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными линеечками, счётными палочками. Набор содержит 241 палочку; каждая палочка делается из дерева и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство», или класс. В работе с дошкольниками может использоваться упрощённый вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нём белых палочек 36, а остальных – по 12 каждого цвета. Палочки можно предлагать детям с трёх лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Воспитатель предлагает упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трёх, четырёх и т.д. «вагонов», измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д. Подбор упражнений осуществляется с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации для младших и средних детей и в виде соревнования – для старших. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. (отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала). Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить детям постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры внимание ребёнка надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в мешок или коробочку в определённой последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые и т.д. Примеры упражнений с цветными палочками:
Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетание с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а так же и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребёнка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т.д.
|