Нужна ли ребенку математика в дошкольном возрасте? |
Математика детям | |||
Автор: Грушецкая Т. Ю. Козлова И.Г. Ким А.Г. Акопова С.Ю. Пшава Н.П. Свиридова А.А. Ануфриева В.Е. Герасимович Г.Г. Юрченко Е.И. Тихомирова Т.А. | |||
15.05.2022 18:41 | |||
Нужна ли ребенку математика в дошкольном возрасте? Из психологии нам известно, что ведущая деятельность дошкольного детства — игра. Играя, ребёнок лучше всего познаёт мир, самого себя и развивает в себе те качества личности, которые важны для его дальнейшей жизни. Если ориентироваться на природу ребёнка, на его возрастные особенности, то лучшая математика для него — это математика реальной жизни, а не различные развивающие-обучающие-опережающие методики, предполагающие сидение за партами с рабочими тетрадями. Если дети не изолированы от жизни, а включены в неё вместе с нами, то они так же, как и мы, погружены и в мир математики. И задача взрослого в этот период жизни ребёнка — не найти какую-то чудо-методику, а раскрыть для него этот мир, обозначить эту математическую грань обыденной жизни и мира вокруг. Это очень интересная, творческая задача — научиться видеть математику в жизни и говорить о ней с детьми на понятном им языке. Игровой подход позволяет нам решить ключевую задачу- не просто научить, а заинтересовать ребенка наукой.
Что нужно для того, чтобы ребёнок смог реализовывать все свои возможности, раскрыть способности, был любознательным, умным и сообразительным? Необходимо прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные особенности. Математическое развитие в раннем возрасте подразумевает:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир, это самое благоприятное время для развития математических представлений. Поэтому важно постоянно подпитывать этот интерес, не перегружая детей информацией и знаниями. Начиная знакомство с математикой, необходимо позволить ребенку, в буквальном смысле, прикоснуться к новым знаниям. Например, чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребенок должен не только увидеть, но потрогать эти фигуры. Только в этом случае его память с легкостью зафиксирует отличия геометрических форм. Малышам интересно познание всего нового через то, что можно потрогать, что им визуально понятно. То есть детям будет доступнее освоение материала по математике через предметы – игрушки, фрукты, конфеты и т. д. Не надо забывать про картинки, с ними детям будет веселее и занятнее знакомиться со счётом. Обучение через предметы или изображения позволит детям устанавливать связи между реальным миром и математическими навыками, которые необходимы в современном мире. Без связи между реальностью и математикой дети могут запутаться в предоставляемой им информации. Знакомство дошкольника с цифрой идет ненавязчиво, ведь цифра для дошкольника — такой же предмет, как и другие. Обратите внимание ребенка на проезжающий трамвай и на номер трамвая или, когда едите в лифте, проговаривайте на какую кнопочку с обозначенной на ней цифрой надо нажать, что бы спуститься на первый этаж и подняться на свой этаж. Однако цифра сама по себе малосодержательна, если не научить ребенка натуральному счету. На прогулке слепили два куличика – посчитали, а потом попросили слепить еще один куличик – опять посчитали. Было сколько куличиков? А когда слепили ещё один, сколько стало куличиков? А что бы куличиков опять стало два, что надо сделать? Перед тем, как выложить формочки в песочницу пересчитали их с детьми. Собираем формочки с песочницы перед уходом в группу, опять их считаем, сравниваем, сколько было и сколько осталось, если формочки не все, то ищем их и опять пересчитываем. Подготавливаем раздаточный материал и просим детей нам в этом помочь, каждому ребенку даем свое задание, заранее приготовив по количеству детей тарелочки для раздаточного материала: один ребенок раскладывает по 5 кругов в каждую тарелочку, другой раскладывает по 5 квадратов, третий по 5 треугольников. Цифру 5 так же закрепляем на прогулке, просим малышей принести 5 камушков, получится много камушек, а потом из этих камушков, каждый ребенок сложит по три цветочка. Прекрасным материалом могут послужить палочки от мороженного, на каждого ребёнка заготавливаем по 20 штук. На первом десятке пишем цифры от 1 до 10, а на оставшихся палочках рисуем разные фигурки, сердечки и т.д., количеством, соответствующим написанным цифрам от 1 до 10 соответственно. Если это первое знакомство с написанным числом, то сначала показываем палочку с цифрой и выбираем палочку с соответствующим количеством нарисованных фигурок, считаем фигурки. Игру можно усложнить: перемешиваем все 20 палочек, а затем просим ребят к палочке с цифрой подобрать соответствующую ей палочку по количеству нарисованных фигурок. Ребёнок, играя, начинает понимать связь между количеством и цифрой. Игра с пальчиками рук не только развивает мелкую моторику, но и учит счету на пальцах. Будем пальчики считать, Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Эта сказка — «Теремок». Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. «Волк и семеро козлят» — Не забываем про геометрию, это часть математики. Вооружаемся цветной бумагой, ножницами, вырезаем геометрические фигуры разных цветов, например: квадраты – два красных, два синих; треугольники – два зелёных, два жёлтых. На первом этапе занятия детям показать сложение и вычитание фигур. Далее берём квадрат, и режем ножницами по диагонали: получилось два треугольника. Для наглядности разрежем также квадрат другого цвета, сложим два полученных треугольника разных цветов, чтобы малыши визуально увидели, из каких фигур может состоять квадрат. Вырезанные треугольники можно складывать таким способом, чтобы получался либо треугольник большего размера, либо ромб. То есть, это занятие содержит в себе не только элементы геометрии в чистом виде, здесь ребёнок постигает навык сложения и вычитания предметов. А ещё есть игры — ходилки, кубики, конструкторы, оригами, пластилин... Множество игр и творческих занятий на любой вкус, формирующих наглядно-действенные, чувственные предпосылки математического мышления! И это далеко не все примеры. Воспитатели в увлекательных занятиях должны стараться прививать в игровой форме те математические навыки, которые в будущих школьных буднях ребёнок будет усовершенствовать в своём сознании. Не изучая такие простые вещи, как количество, математические операции – сложение и вычитание, дети будут не полностью готовы перейти на школьное образование. К счастью, маленькие дети могут учиться всему «на лету», стоит только приложить немного усилия и фантазии, чтобы нашим детям в будущем было легко постигать науки. В составление статьи принимали участие воспитатели: Козлова И.Г. Ким А.Г. Акопова С.Ю. Пшава Н.П. Свиридова А.А. Ануфриева В.Е. Герасимович Г.Г. Юрченко Е.И. Тихомирова Т.А.
|