«Использование ближайшего окружения для формирования у дошкольников математических представлений» |
Математика детям | |||
Автор: Минина Наталья Юрьевна | |||
07.08.2020 14:33 | |||
«Использование ближайшего окружения для формирования у дошкольников математических представлений» Минина Наталья Юрьевна, старший воспитатель МАОУ «СОШ №1 им. Н.А. Некрасова, дошкольное отделение «Солнышко», г. Чудово, Новгородской области Математическое мышление не ограничивается механическим запоминанием понятий или выполнением отдельных операций, оно касается практического решения проблем с помощью общепринятых или самостоятельно выработанных математических действий. Как показывает практика, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Основная задача педагога — содействие детям в приобретении полноценного опыта математических действий, в ходе которого они овладевают основополагающими математическими компетентностями, учатся осмысливать мир через математику. Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движением и спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию. Для этого педагогом совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний. Например, фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «рассчитаться на первый и второй», «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и т.д.. Математические элементы могут возникать в рисунках и поделках детей (фигуры, узоры) в лепке, конструировании, аппликации и в других видах детской творческой активности. Математика есть и в ближайшем окружении детей. Коля: «Моя берёза толще». Соня: «Зато моя длиннее». Эля: «Я встану рядом с Ириной Александровной, а Дима вставай справа, перед снеговиком». У пруда можно не только любоваться его обитателями, но и придумать математические задачки, а в группе составить примеры про уточек и порешать их. И.А.: «Кто здесь лишний?» Артем: «Мне кажется, что голубь, ведь остальные – утки». Семен: «Смотрите, здесь три селезня». Во время экскурсий, посещения музея, библиотеки, школы искусств можно также проводить работу по формированию математических представлений у дошколят. Рассмотреть узоры орнамента и найти геометрические фигуры, наблюдать, сравнивать, считать… Самые обычные условия можно найти и в группе. Для развития математического мышления наибольшее значение имеет привязка к практическим действиям, которые и являются конкретным опытом, предшествующим математическому знанию. Бытовые и игровые действия детей достаточно разнообразны. Эти действия можно использовать для решения математических задач, которые требуют применения счёта, измерения, взвешивания. От увлечения ЛЕГО- конструированием, например, очень легко перейти к математике. Через ЛЕГО- конструирование развивается понимание соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом; понимание того, что число является выражением количества, длины, веса, времени; понимание назначения цифр как способа кодировки и маркировки числа. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом они считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача взрослого — поддерживать интерес ребенка.
|