Дидактические игры как способ повышения познавательной мотивации дошкольников в формировании математических представлений |
Математика детям | |||
Автор: Бычкова Надежда Геннадьевна | |||
13.02.2020 23:52 | |||
Дидактические игры как способ повышения познавательной мотивации дошкольников в формировании математических представлений Математика — это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей) Для каждого ребёнка одним из самых важных процессов в жизни является игра. Уже в самом раннем возрасте малыш осваивает первые имитационные действия, постепенно приобщаясь к этому процессу, имеющему свою развивающую подоплёку. Наиболее важными являются развивающие или дидактические игры в детском саду. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.
Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, следовательно, предсказуем для человека. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает его. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное их назначение — обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством воспитания личности ребенка. Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры математического содержания — это «игры, специально предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве и т. д., наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представления об окружающем». Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата. Особое значение дидактические игры приобретают при формировании и развитии у дошкольников математических представлений, в том числе и количественных. Изучение количественных отношений – процесс сложный, поэтому неудивительно, что их усвоение вызывает у детей значительные трудности. Очень часто дети не понимают, для чего нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что порождает формальное усвоение знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение, постепенное расширение словаря (один, два.; первый, второй. и др., а также совершенствованию грамматического строя и связной речи в целом). Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игры с цифрами и числами.
Игры на ориентировки в пространстве
Игры на ориентировку во времени
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая и развивая детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
|