Развитие аналитических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру Танграм |
Математика детям | |||
Автор: Алябьева Нина Ивановна | |||
25.05.2019 15:22 | |||
Развитие аналитических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру Танграм Подготовила: Алябьева Нина Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №20 п.Разумное Белгородского района Белгородской области» Цель:
Танграм — По одной из легенд танграм появился почти две с половиной тысячи лет тому назад в Древнем Китае. У немолодого императора родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Но старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику больше нравилось играть с игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.
Детали в игре Танграм получаются путем разрезания квадрата (величина его может быть практически любой: 5х5, 7х7, 10х10, 12х12 и т.д.) на семь частей: пять прямоугольных треугольников разных размеров (два больших, один средний, два маленьких); один квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам; параллелограмм, по площади равный квадрату. Из этих геометрических фигур головоломки Танграм можно составить несколько сотен силуэтов людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т.д. Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Игру можно изготовить самостоятельно из двустороннего картона по образцу: В использовании данной игры важна правильная последовательность усложнения заданий: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий. Этапы освоения игры Танграм Первый этап — ознакомление с набором фигур, составления простейшей новой фигуры. Рассмотрите с ребенком набор фигур, пусть он назовет их; отберет все треугольники, сосчитает их; сравнит по размеру, накладывая один на другой. Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Задания:
Задания видоизменяйте: составляйте новые простейшие фигуры по 1) образцу, 2) устному заданию, 3) замыслу ребенка. Вопросы для анализа: «Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры». В итоге воспитатель обобщает: «Из треугольников можно составлять новые различные фигуры — квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам». Второй этап — составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Этот этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Игры должны быть эффективно использованы воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца. Составление фигуры-силуэта зайца Цель: Формировать умение детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. Материал: у детей — набор фигур к игре Танграм, образец. Ход игры: воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца. Вопросы для анализа:
Анализ образца в данном случае проводился под руководством педагога. В дальнейшем следует предлагать детям самостоятельно провести анализ фигуры и составить ее. Третий этап — воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным). Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся Цель: Развивать умения детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления. Материал: наборы, фигур к игре Танграм, образец. Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на образец. Вопросы для анализа:
После того как все дети составят силуэт гуся, педагог вызывает одного ребенка, который у доски составляет силуэт гуся. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске и рассказывают, как сделали они. В дальнейшем возможно проведение анализа образца составляемой фигуры не в начале занятия, а в ходе его, когда дети апробируют различные пути составления на основе предположительного самостоятельного анализа. Дети составляют еще несколько фигур-силуэтов по нерасчлененным образцам, по возможности сами дают этим фигурам названия (лисы, бегущего человека, сидящего человека, человека с водой и др.) Далее используются составление изображений по замыслу ребенка. Итак, в обучении детей воссозданию фигур-силуэтов из частей игры Танграм последовательность усложнения заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий.
|