Формирование знаний у дошкольников посредством дидактических игр о плоскостных и объёмных геометрических фигурах |
Математика детям | |||
Автор: Быкова Жанна Евгеньевна | |||
28.02.2019 08:52 | |||
Формирование знаний у дошкольников посредством дидактических игр о плоскостных и объёмных геометрических фигурах Быкова Ж. Е Воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ №193 «Серебряное копытце» города Новосибирска Здоровый, активный, жизнерадостный, любознательный, коммуникабельный, общительный ребёнок, думаю, что не ошибусь, если скажу, что, это мечта каждого из родителей и педагогов. Но само собой это не произойдёт. Для этого необходимы, на мой взгляд, следующие условия: заботливые, понимающие, поддерживающие интересы и стремления ребёнка к любой познавательной деятельности, эмоциональные, доброжелательные родители и педагоги, безопасное предметное окружение, мотивация к возникновению интереса у ребёнка познавать, изучать, восхищаться окружающим миром и создавать свои небольшие, но уникальные для каждого ребёнка шедевры: рисунки, поделки, постройки, рассказы и т.д. И дошкольный возраст для личностного развития ребёнка в целом самый благоприятный период. Начиная с раннего возраста, дети познают окружающий мир, в том числе и предметный посредством обоняния, осязания, зрения, слуха, действий манипулируя игрушками и разнообразными предметами. Начинается постепенное усвоение следующих понятий: форма, цвет, размер.
Всё это способствует не только умственному развитию, но и осуществляется личностное ориентированное взаимодействие: ребёнок-ребёнок, ребёнок-педагог, так как все эти качества необходимы для благополучного сосуществования в человеческом социуме, к пониманию целостного картины мира, использованию информации для решения жизненно-важных проблем. Много лет, работая воспитателем в ДОУ, опираясь на государственную программу: «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А., изучая методическую литературу и анализируя собственную практику, то есть выполняя социальный заказ, мы пришли к выводу, что деятельность дошкольников с конструкторами из разных материалов, цветовой гаммы, размеров, объёма является одним, из эффективных средств интеллектуального развития, а значит и актуальной. Конструкторы традиционно разделяются на группы:
Дети с удовольствием играют со всеми видами из выше перечисленных конструкторов. Мы вам предлагаем рассмотреть возможность совместного ознакомления и использования деталей объёмного и плоскостного конструкторов дошкольниками. Начиная со средней группы, мы продолжаем формировать у воспитанников умение различать и называть уже известные им геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, обращаем внимание, что это плоские фигуры, но и одновременно соотносим форму предметов, которые имеют объёмную форму: шар, мяч, куб, треугольник, цилиндр. Для решения этих задач применяем следующие игры: «Исправь ошибку», «Найди предмет такой же формы», «Заполни квадрат», «Соедини линии» и т. д. Сравниваем фигуры и предметы между собой, совместно находим общие и отличительные стороны: большие или маленькие, устойчивые или неустойчивые, подвижные, наличие или отсутствие углов, сопровождая все свои действия словесными пояснениями. Для усвоения и закрепления у дошкольников свойств выше сказанных предметов и фигур мы используем схемы, дидактические игры, игровые приёмы и задания, например, «Построй башни», «Какая фигура спряталась?», «Сделай подарок Чебурашке», «Волшебный мешочек», «Поставь мишку между квадратом и кругом» и др. Обязательно акцентируем внимание детей и на пространственные представления с использованием предлогов и самостоятельных частей речи: в, на, за, между, впереди, сзади и т.д. Строительный материал мы применяем для создания построек, с использованием игровых упражнений: «Построй как у меня», «Какой фигуры не хватает?», «Дострой дом (гараж) …». Обязательно поддерживаем у воспитанников желание применять полученные знания и в самостоятельной практике. Разноцветные плоские геометрические фигуры мы используем для развития у детей умения ориентироваться на листе бумаги, и проговаривать какого цвета та или иная фигура и где она расположена. Все названные игры мы используем многократно, не только в НОД, но и в любых игровых ситуациях, на индивидуальных занятиях. По мере узнавания фигур и предметов задания и игровые приёмы усложняются, например, помоги зайчику найти карточку, где есть три треугольника и один кружок, поделись с другом кубиком, не ломая башню и т.д. Для того чтобы воспитанники умели рассуждать, делать свои умозаключения, мы используем в своей работе игры с цепочкой закономерностей: почему у машин колёса круглые, если у грузовой машины не будет кузова, то… и др. В средней группе мы неоднократно обращаем внимание воспитанников на графическое расположение объёмных и плоскостных фигур на листе бумаги: объёмную фигуру можно изобразить так, что будет видна только одна сторона или две-три какие-либо стороны и её объём, а у плоскостной фигуры изображена только одна сторона. Таким образом, мы формируем у детей умение сравнивать не только в пространстве, используя зрительные, тактильные, слуховые анализаторы, но и создаём условия для продолжения развития воображения и речи, т.е. чтобы дошкольники смогли постепенно «дорисовать» ту или иную объёмную фигуру, но и рассказать о ней и почему они так считают. В старшей группе мы продолжаем знакомить воспитанников с особенностями плоскостного овала и прямоугольника, подводим их к пониманию того, что квадрат, прямоугольник и деревянная пластина есть разновидность четырёхугольника. Одновременно пополняем знания о бруске: он имеет 6 граней (стороны), 8 углов. Знакомя с цилиндром, мы акцентируем внимание дошкольников, что его основание: круг и нет … (ответ детей: нет углов). Формирование знаний воспитанников о конусе, происходит на основании представлений о цилиндре: общее – есть круг, различие – угол у конуса, у цилиндра его нет. Для умения у дошкольников применять знания на практике, развития речи, внимания, памяти используются следующие игры: «Найди такие же детали», «Какую деталь можно применить», «Если бы не было ножек у стола (стула), то…», «Возьми для постройки детали с углами» и др. Показываем на практических примерах, где одни детали можно заменить другими. Формируем у воспитанников умение анализировать совместно сделанные с воспитателем постройки, т.е. называть части, определять их назначение и пространственное расположение и на основе этого планировать этапы создания собственной постройки. Кроме этого мы создаём постройки, плоскостные изображения чего-либо, используя рисунок или чертёж (групповой дидактический материал, материал методической литературы). Создаём условия для создания коллективных построек, объединённых общей темой, например, «Мой двор», «Детская площадка», «Выставка машин» и т.д. В подготовительной к школе группе мы продолжаем формировать представление о многоугольниках, на примере треугольника и четырёхугольника. Акцентируем внимание дошкольников на нахождение этих форм в предметах ближайшего окружения. Совершенствуем умение делить плоскостные фигуры: круг, квадрат, прямоугольник на 2 и 4 равные части сравнивать целое и части, при этом проговаривать свои действия. Совместно с воспитанниками, на практике сравниваем свойства материалов объёмных деталей конструкторов: твёрдые или мягкие, устойчивые или нет, способы соединения деталей друг с другом и т. д. На деталях объёмного конструктора у воспитанников имеется возможность неоднократно закрепить название геометрических фигур, например основание цилиндра и конуса-круги, стороны объёмного треугольника — прямоугольники и треугольники, т.е. совершенствуем и закрепляем умение различать и называть геометрические фигуры и их формы в предметах ближайшего окружения: потолок прямоугольный, крышка стола квадратная, поднос овальный и т.д. В своей работе по ознакомлению конструкторов мы используем небольшие этапы:
В заключении отметим, что предложенные нами дидактические игры не только знакомят дошкольников с понятиями «плоскостные», «объёмные» фигуры, но и формируют у детей пространственные отношения, умение сравнивать, анализировать, принимать самостоятельные решения, использовать свои знания в продуктивной индивидуальной и совместной игровой деятельности, где возникает необходимость договариваться, то есть развивается речь-диалог. Способствуют развитию познавательных интересов, трудолюбия, любознательности, умение работать по правилу и образцу, планировать свои алгоритмические действия, возникают условия для способов раскрытия индивидуальных особенностей и склонностей, творческого потенциала каждого ребенка. Предложенные дидактические игры могут использоваться не только в дошкольных учреждениях, но и в дополнительных центрах образования, а также ими могут воспользоваться родители для совместных игр с детьми в домашних условиях.
|