Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование знаний у дошкольников посредством дидактических игр о плоскостных и объёмных геометрических фигурах
Математика детям
Автор: Быкова Жанна Евгеньевна   
28.02.2019 08:52

Формирование знаний у дошкольников посредством дидактических игр о плоскостных и объёмных геометрических фигурахФормирование знаний у дошкольников посредством дидактических игр о плоскостных и объёмных геометрических фигурах

Быкова Ж. Е Воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ №193 «Серебряное копытце» города Новосибирска

Здоровый, активный, жизнерадостный, любознательный, коммуникабельный, общительный ребёнок, думаю, что не ошибусь, если скажу, что, это мечта каждого из родителей и педагогов. Но само собой это не произойдёт. Для этого необходимы, на мой взгляд, следующие условия: заботливые, понимающие, поддерживающие интересы и стремления ребёнка к любой познавательной деятельности, эмоциональные, доброжелательные родители и педагоги, безопасное предметное окружение, мотивация к возникновению интереса у ребёнка познавать, изучать, восхищаться окружающим миром и создавать свои небольшие, но уникальные для каждого ребёнка шедевры: рисунки, поделки, постройки, рассказы и т.д. И дошкольный возраст для личностного развития ребёнка в целом самый благоприятный период.

Начиная с раннего возраста, дети познают окружающий мир, в том числе и предметный посредством обоняния, осязания, зрения, слуха, действий манипулируя игрушками и разнообразными предметами. Начинается постепенное усвоение следующих понятий: форма, цвет, размер.

 

Всё это способствует не только умственному развитию, но и осуществляется личностное ориентированное взаимодействие: ребёнок-ребёнок, ребёнок-педагог, так как все эти качества необходимы для благополучного сосуществования в человеческом социуме, к пониманию целостного картины мира, использованию информации для решения жизненно-важных проблем.

Много лет, работая воспитателем в ДОУ, опираясь на государственную программу: «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А., изучая методическую литературу и анализируя собственную практику, то есть выполняя социальный заказ, мы пришли к выводу, что деятельность дошкольников с конструкторами из разных материалов, цветовой гаммы, размеров, объёма является одним, из эффективных средств интеллектуального развития, а значит и актуальной.

Конструкторы традиционно разделяются на группы:

  • плоскостные
  • объёмные
  • лего.

Дети с удовольствием играют со всеми видами из выше перечисленных конструкторов. Мы вам предлагаем рассмотреть возможность совместного ознакомления и использования деталей объёмного и плоскостного конструкторов дошкольниками.

Начиная со средней группы, мы продолжаем формировать у воспитанников умение различать и называть уже известные им геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, обращаем внимание, что это плоские фигуры, но и одновременно соотносим форму предметов, которые имеют объёмную форму: шар, мяч, куб, треугольник, цилиндр.

Для решения этих задач применяем следующие игры: «Исправь ошибку», «Найди предмет такой же формы», «Заполни квадрат», «Соедини линии» и т. д.

Сравниваем фигуры и предметы между собой, совместно находим общие и отличительные стороны: большие или маленькие, устойчивые или неустойчивые, подвижные, наличие или отсутствие углов, сопровождая все свои действия словесными пояснениями.

Для усвоения и закрепления у дошкольников свойств выше сказанных предметов и фигур мы используем схемы, дидактические игры, игровые приёмы и задания, например, «Построй башни», «Какая фигура спряталась?», «Сделай подарок Чебурашке», «Волшебный мешочек», «Поставь мишку между квадратом и кругом» и др. Обязательно акцентируем внимание детей и на пространственные представления с использованием предлогов и самостоятельных частей речи: в, на, за, между, впереди, сзади и т.д.

Строительный материал мы применяем для создания построек, с использованием игровых упражнений: «Построй как у меня», «Какой фигуры

не хватает?», «Дострой дом (гараж) …». Обязательно поддерживаем у воспитанников желание применять полученные знания и в самостоятельной практике.

Разноцветные плоские геометрические фигуры мы используем для развития у детей умения ориентироваться на листе бумаги, и проговаривать какого цвета та или иная фигура и где она расположена. Все названные игры мы используем многократно, не только в НОД, но и в любых игровых ситуациях, на индивидуальных занятиях.

По мере узнавания фигур и предметов задания и игровые приёмы усложняются, например, помоги зайчику найти карточку, где есть три треугольника и один кружок, поделись с другом кубиком, не ломая башню и т.д. Для того чтобы воспитанники умели рассуждать, делать свои умозаключения, мы используем в своей работе игры с цепочкой закономерностей: почему у машин колёса круглые, если у грузовой машины не будет кузова, то… и др.

В средней группе мы неоднократно обращаем внимание воспитанников на графическое расположение объёмных и плоскостных фигур на листе бумаги: объёмную фигуру можно изобразить так, что будет видна только одна сторона или две-три какие-либо стороны и её объём, а у плоскостной фигуры изображена только одна сторона. Таким образом, мы формируем у детей умение сравнивать не только в пространстве, используя зрительные, тактильные, слуховые анализаторы, но и создаём условия для продолжения развития воображения и речи, т.е. чтобы дошкольники смогли постепенно «дорисовать» ту или иную объёмную фигуру, но и рассказать о ней и почему они так считают.

В старшей группе мы продолжаем знакомить воспитанников с особенностями плоскостного овала и прямоугольника, подводим их к пониманию того, что квадрат, прямоугольник и деревянная пластина есть разновидность четырёхугольника. Одновременно пополняем знания о бруске: он имеет 6 граней (стороны), 8 углов.

Знакомя с цилиндром, мы акцентируем внимание дошкольников, что его основание: круг и нет … (ответ детей: нет углов). Формирование знаний воспитанников о конусе, происходит на основании представлений о цилиндре: общее – есть круг, различие – угол у конуса, у цилиндра его нет.

Для умения у дошкольников применять знания на практике, развития речи, внимания, памяти используются следующие игры: «Найди такие же детали», «Какую деталь можно применить», «Если бы не было ножек у стола (стула), то…», «Возьми для постройки детали с углами» и др. Показываем на практических примерах, где одни детали можно заменить другими.

Формируем у воспитанников умение анализировать совместно сделанные с воспитателем постройки, т.е. называть части, определять их назначение и пространственное расположение и на основе этого планировать этапы создания собственной постройки.

Кроме этого мы создаём постройки, плоскостные изображения чего-либо, используя рисунок или чертёж (групповой дидактический материал,

материал методической литературы). Создаём условия для создания коллективных построек, объединённых общей темой, например, «Мой двор», «Детская площадка», «Выставка машин» и т.д.

В подготовительной к школе группе мы продолжаем формировать представление о многоугольниках, на примере треугольника и четырёхугольника. Акцентируем внимание дошкольников на нахождение этих форм в предметах ближайшего окружения. Совершенствуем умение делить плоскостные фигуры: круг, квадрат, прямоугольник на 2 и 4 равные части сравнивать целое и части, при этом проговаривать свои действия. Совместно с воспитанниками, на практике сравниваем свойства материалов объёмных деталей конструкторов: твёрдые или мягкие, устойчивые или нет, способы соединения деталей друг с другом и т. д.

На деталях объёмного конструктора у воспитанников имеется возможность неоднократно закрепить название геометрических фигур, например основание цилиндра и конуса-круги, стороны объёмного треугольника — прямоугольники и треугольники, т.е. совершенствуем и закрепляем умение различать и называть геометрические фигуры и их формы в предметах ближайшего окружения: потолок прямоугольный, крышка стола квадратная, поднос овальный и т.д.

В своей работе по ознакомлению конструкторов мы используем небольшие этапы:

  • знакомим с плоской геометрической фигурой и такую же фигуру находим в объёмной; развиваем умение их сравнивать
  • соединять объёмные фигуры и плоскостные геометрические фигуры, например, на куб приклеить квадрат (окошко) или объёмный треугольник соединить с прямоугольником и т. д.
  • на какие геометрические фигуры похожи те или иные предметы в группе, на территории детского сада и за его пределами.

В заключении отметим, что предложенные нами дидактические игры не только знакомят дошкольников с понятиями «плоскостные», «объёмные» фигуры, но и формируют у детей пространственные отношения, умение сравнивать, анализировать, принимать самостоятельные решения, использовать свои знания в продуктивной индивидуальной и совместной игровой деятельности, где возникает необходимость договариваться, то есть развивается речь-диалог.

Способствуют развитию познавательных интересов, трудолюбия, любознательности, умение работать по правилу и образцу, планировать свои алгоритмические действия, возникают условия для способов раскрытия индивидуальных особенностей и склонностей, творческого потенциала каждого ребенка.

Предложенные дидактические игры могут использоваться не только в дошкольных учреждениях, но и в дополнительных центрах образования, а также ими могут воспользоваться родители для совместных игр с детьми в домашних условиях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год