НОД по формированию математических представлений «Математическая игра» с элементами театрализованной деятельности как актуализация при «открытии» детьми нового знания для старшей группы |
Математика детям | |||
Автор: Аскерова Людмила Анатольевна Соломасова Тамара Николаевна | |||
25.02.2019 18:43 | |||
НОД по формированию математических представлений «Математическая игра» с элементами театрализованной деятельности как актуализация при «открытии» детьми нового знания для старшей группы Авторы:
Воспитатель МДОУ д/с №23 "Радость" г.о. Серпухов Задачи по ФЭМП:
Задачи театрализованной деятельности:
Оборудование: Числовой теремок, плоскостное дерево (яблоня), пенёк, лавочка, кадушка, сундучок, голубая ткань для оформления пруда; костюм Феи (взрослый) Математический материал: Демонстрационный – десять яблок; числа от 1 до 10 на подставках; карточки и числами 8, 9, 7, 100 (по 2 шт.), 01, 1, 0; корзинка для яблок; Раздаточный – карточка с числом 10; лист с изображенными кастрюлями, в которых лежат яблоки, фломастер Предметы для детской импровизации: 3 грибка, 4 морковки, ведёрко, 2 игрушки – лягушки, шапочки животных: лиса, зайчик (2 шт.), волк (2 шт.), утка, ёжик, лягушка (3 шт.); удочка, две корзинки Ход 1ч. Мотивация детей к игровой деятельности. Лесная полянка: числовой домик; 2 пня; болото (возле него удочка, ведерко), грибочки – 2 вместе, 1 поодаль; морковь – игрушка; кадушка, на ней 2 лягушки. Дети стоят возле «Числового теремка». Фея Математики в домике. - Посмотрите дети, стоит теремок. Интересный, с числами. Кто же в нём живёт? Фея выходит из домика. Фея: — Здравствуйте, ребята, я – Фея Математики. - Почему вы такая грустная? Фея: — Числа жили в домике со мной. Мы с ними играли в театр. Только числа потерялись. Кто же будет теперь героями моих сказок? - Ребята, давайте превратимся в героев и поможем фее вернуть числа. Фея: — У меня есть сундучок. В нем наряды волшебные. Поскорее наряжайтесь, и превращайтесь в героев. Детям предоставляется право выбора. В сундучке лежат шапочки. (Лисичка, Зайчик (2 шт.), Волк (2 шт.), Утка, Ёжик, Лягушка (3 шт.). Каждый ребенок выбирает. Дети садятся на стульчики. 2ч. Актуализация знаний детей. Фея: — Давайте поиграем в мои любимые загадки. Я буду говорить, а вы будете изображать то, о чём я говорю. Постарайтесь передать характер героя, его поведение. Не забудьте о мимике и жестах. Загадать первую мне поможет Ёжик. У яблоньки на полянке Увидел Ежик два грибка, А подальше отошёл И ещё один нашёл. Кто ответить нам готов, Сколько еж нашёл грибков? Дети отвечают. (3) - Ёжик, посмотри, нет ли отгадки, числа 3, за волшебным деревом? Ребенок идет за дерево. Там числа, прикрепленные к конусам. Ребенок выносит число 3. - Расскажи про это число. Ребенок рассказывает: Тройка – третий из значков, Состоит из двух крючков Фея: — Спасибо тебе, Ёжик. Вот тебе яблоко в подарок. Ребенок кладет яблоко на поднос. Число отдаёт Фее. Далее по аналогии дети отгадывают математические загадки о числах 1, 2, 4,5, 6, импровизируя содержание загадок. Фея за «возвращенное число» угощает яблоком. Математические загадки Стихи о числах У домика утром два зайца сидели И дружно весёлую песенку пели. Один убежал, а второй вслед глядит. Сколько у домика зайцев сидит? Это единица, очень тонкая как спица Число 1 (Это единица, очень тонкая как спица) Утка 3 морковки в корзине несла, Этой покупкой довольна была. Если морковку еще ей купить, Сколько их будет? Ты сможешь сложить Здесь четыре, острый локоть оттопырив. Число 4 (Здесь четыре. Кто-то стул Спинкой вниз перевернул) Повезло опять Лисичке (Лисенку), Она села (Он уселся) на пенек. Пять карасиков в ведерке, И попался окунек. Сколько рыб теперь Лисичка (Лисенок) На уху нам принесет? Это шесть, дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек. Число 6 (Это шесть, дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек) В этой кадушке Сидят 2 лягушки. А вот, посмотри, Прыгают 3. Сколько лягушек всего? Говори! Посмотрите, это пять. Я сейчас пойду плясать. Ручку вправо протяну, Ножку круто заверну. Число 5 (Посмотрите, это пять. Я сейчас пойду плясать: Ручку вправо поверну, Ножку круто изогну) На крыльце сидит волчок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ним. Сколько щенков? Это два, я похожа на утенка с длинной шеей, очень тонкой. Число 2 (Это два, я похожа на утенка с длинной шеей, очень тонкой) Фея: — Ребята, загадки мои закончились, а числа не все вернулись. - Давайте, посмотрим за волшебным деревом. Ребенок берет за деревом число, рассказывает стихотворение. (Это числа 7, 8, 9, 10). Фея каждому ребенку дает яблоко за «возвращенное» число: Тут семерка – кочерга, У неё одна нога. Это восемь, так вкусна, Из двух бубликов она. Это девять иль девятка Цирковая акробатка. Если на голову встанет, То она шестёркой станет Круглый ноль, такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки. Фея: — Спасибо вам, дети, что вернули моих друзей. Мне стало так радостно и весело, что захотелось потанцевать. Вставайте вместе со мной. (Разминка «Зверобика») - Вот, здорово! Давайте вернем все в волшебный сундучок. А вам спасибо за подарки. 3ч. Затруднение в игровой ситуации. - Сколько яблок нам подарила Фея? Давайте посчитаем. Дети считают хором. Их 10. - Что можно с этими яблоками сделать? (Съесть…, сварить компот) - Кладите яблоки в кастрюлю. Дети складывают яблоки в кастрюлю, закрывают кастрюлю крышкой. - Отнесем повару, он сварит компот. Да, но повар не знает, сколько яблок в кастрюле. Ему надо знать точно число яблок, чтобы добавить другие ингридиенты: сахар, воду… Что сделать, чтобы повар сразу видел, что в кастрюле 10 яблок? (Написать число 10) - Как записать число десять? (с помощью цифр). Воспитатель обращает внимание детей, что на столе лежат числа 8, 9, 10 (по количеству детей), 01, 100, 1, 0 и предлагает выбрать карточки с нужным числом. Каждый ребенок берет одно число. Числа получаются разные. Если все дети выбрали число 10, педагог берёт карточку с другим числом. (8. 100) - Почему вы не взяли эту карточку? (Это не число десять) - Числа нашли разные. Как нам узнать какое же из этих чисел число 10? (Спросить у того, кто знает. Спросить у взрослого, у Феи. Посмотреть в книге) 4ч. Открытие нового знания. - Давайте, нам расскажет, как записывается число десять Кирилл, (Егор, Соня или…), он много знает. - Добрая Фея, так записывается число десять? Мы правильно выбрали число? Фея: — Число десять записывается так. (Показывает) Слева – единица, справа – ноль. - Сколько 0 надо записывать рядом с единицей? - С какой стороны от единицы надо записывать ноль, чтобы обозначить число 10? (справа) - Про число десять тоже есть стихотворение: Ноль катился по дороге и не значил ничего Встала рядом единица, сделав десять из него. - В каком случае пишут число десять? (Число десять пишут в том случае, когда имеется десять предметов) 5ч. Закрепление полученных знаний. Д/у «Приготовим яблоки для компота». Работа с раздаточным материалом. На листе изображены: две кастрюли (зелёная, синяя) с разным числом яблок; ряд чисел, расположенных не по порядку. - У нас сейчас число десять обозначает 10 яблок. Фея: — Дети, а давайте поиграем в игру. - «Приготовим яблоки для компота» Детям раздаем листы, фломастеры - Посчитайте, сколько яблок в красной кастрюле (10) и найдите число, соответствующее количеству яблок. Соедините линией. - Дальше задание выполните самостоятельно: посчитайте яблоки в другой кастрюле, найдите нужное число и соедините линией. Выполненные задания дети несут Фее. Она и педагог отмечают правильность выполненного задания. Фея: — Какие вы молодцы! Все справились с заданием. 6ч. Введение в систему знаний. Дети стоят возле Числового Теремка. - Посмотрите, ребята, числа возле Теремка перепутались. А они любят ходить друг за другом. Вы поможете выстроить их по порядку. Закрепляем крайнее число 10. 7ч. Рефлексия деятельности. - Вам понравилось в гостях у Феи? Фея: — Спасибо вам, ребята, вы помогли мне вернуть мои числа. - Как же мы отыскали пропавшие числа? (Мы превратились в животных, были героями феиных загадок…) Фея: — Вы проиграли разные роли как в настоящем театре. - Игра получилась весёлой и интересной, потому что вы умеете считать. И познакомились ещё с записью нового числа. Назовите его. (Число 10)
|