«Создание центров активности в рамках апробации учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду». |
Математика детям | |||
Автор: Скакунова Ирина Валерьевна | |||
18.11.2018 09:47 | |||
«Создание центров активности в рамках апробации учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду». Подготовила: Скакунова Ирина Валерьевна. Система «Мате: плюс. Математика в детском саду» охватывает всё необходимое для дошкольников математическое содержание и даёт дошкольнику устойчивые базовые знания, необходимые к началу обучения в школе. Она помогает сформировать представления о пространстве и форме, величинах и измерениях, множестве, числах, математических операций и многом другом. Благодаря нескучным и порой неожиданным заданиям дошкольники понимают, что математика окружает нас повсюду. При этом особенно важно, что всё новое дети осваивают с радостью и в любимой ими форме – в игре. Программа «Мате: плюс. Математика в детском саду» рекомендует образовательную работу с детьми строить на основе создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо спланированное и организованное пространство групповой комнаты и других помещений детского сада дает множество возможностей для познавательно-исследовательской деятельности, конструирования, коллекционирования и других видов деятельности, которые включают в себя математическое мышление.
Программа «Мате: плюс. Математика в детском саду» рекомендует деление пространства группы на центры активности, в которых дети могут найти упорядоченные материалы для игр и занятий. Практически все центры активности предоставляют возможности для освоения математических понятий и развитие математического мышления. Математические центры активности. В нашей группе пространство поделено на центры активности, в которых детям предоставлена возможность для освоения математических понятий и развития математического мышления. Здесь находятся дидактические игры, которые оказывают особое внимание на осознание детьми математических понятий (рамки-вкладыши, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, «Танграм» и другие игры-головоломки, «Геометрическое лото», счетные палочки, наборы карточек на сопоставление цифр и количества, кубики с цифрами и числовыми фигурами, различные виды мозаик и пазлы). Большим спросом пользуются игры, сделанные своими руками (математический тренажер «Ракета», цифровые пазлы, мешочки для узнавания предметов на ощупь, «Муха по полю шла», «Рыбалка» и многие др. Напольные цифры, числовые ряды, измерительные приспособления, Блоки Дьенеша, игрушечные деньги, часы, геоконт (планшет геометрик) предусматривают систематический, конкретный опыт счета, упорядочивания, вычисления и сравнения. Такие предметы. как бобы. Пуговицы, ракушки, камешки – идеальные средства для подсчета и классификации. Счетные наборы дают бесценный опыт использование всех математических понятий (количество, форма, величина, пространственное расположение). Центр сюжетно-ролевой игры. Играя в семью, дети устанавливают взаимно однозначные соответствия: каждой кукле – ложка, чашка, кровать. Игра «Магазин» знакомит с простым вычислением с использованием игрушечных денег. Игра «Моряки», «Водитель» помимо практики в различении, назывании и использования цифр (номер машины), предоставляет возможность для определения величины (длинный – короткий, низкий – высокий и т.д.) формы, для ориентировки в пространстве и времени. Центр грамотности. В центре размещены книги, тетради, как правило в них пронумерованы страницы, кроме того, книги содержат достаточно много иллюстраций, предоставляющих математическую информацию. Здесь могут быть размещены подборки ребусов, тетради с заданиями, художественная литература с математическими сказками, подборки тематических иллюстраций (техника, природа, мебель и т.д.), которые могут использоваться для тренировки детей в счете, в обобщении и классификации. Центр науки. Главная задача этого центра в предоставлении детям разнообразных возможностей для исследований и поисково-практических действий. Особенно детям нравится полочка для экспериментирования, здесь дети уделяют внимание условным меркам, измерительным приборам (весам, часам) Всё то, чему воспитатель хочет научить детей может «стартовать» в центре науки. Сначала воспитатель научит тех, кто проявляет интерес и желание, затем предложит научившимся помочь другим детям. Такой подход называется иррадиирующим обучением. Таким образом, всё новое приходит в группу через центр науки. Центр песка и воды. Наполнение разных по размерам ёмкостей знакомит детей с понятиями меры и измерения, с процессами сравнения. А увлекательность этих процедур и вовлеченность в них детей побуждает взрослых использовать регуляторы – таймеры, песочные часы. Центр искусства. Художественная деятельность предлагает широкие возможности для параллельного освоения математических понятий: количество рабочих мест, фломастеров, коробочек с акварелью; формат бумаги, пространственное расположение рисунка на листе, соотношение частей в поделке и пр. В ходе работы могут понадобиться простые вычисления, измерения. Центр конструирования Вариантов и модификаций детских конструкторов множество. Составляя свою собственную конструкцию, дети усваивают математические и геометрические отношения на интуитивном уровне, что обеспечивает их необходимой основой формирования абстрактных понятий. Наборы для конструирования дают бесценный опыт использования всех математических понятий (количество, форма, величина, пространственное положение). Играя, дети экспериментируют с геометрическими формами, с кубиками и зеркалами, создают новые узоры, исследуют закономерности и симметрию. Детям нравится играть за столами с фишками, кубиками, где они придумывают разнообразные постройки. Успешно пользуются специальными игровыми карточками и схемами-подсказками. Так незаметно, в процессе игры, дети совершают различные математические действия, пополняют словарь математическими терминами. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему- то учат. Детям кажется, что они играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом они считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Открытие ребёнком своих возможностей невероятно вдохновляет его. Ведь маленький ребёнок – прирождённый исследователь, и математика для него – это целый мир, безумно увлекательный и желанный. Ведь математические понятия живут буквально в каждой игре и в каждом деле. Главная задача взрослого – поддерживать этот интерес, вовремя подсказывать понятия и инициировать «математические» ситуации.
|