Об использовании дидактических игр при обучении детей старшего дошкольного возраста началам математики |
Математика детям | |||
Автор: Каширина Ольга Александровна | |||
22.07.2018 21:42 | |||
Об использовании дидактических игр при обучении детей старшего дошкольного возраста началам математики Переход на новую структуру обучения детей, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), поставил перед воспитателем ряд серьёзных задач, для успешного решения которых требуется глубокое и серьёзное осмысление нового содержания учебных программ, знание психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и овладение наиболее эффективными средствами и методами обучения. Общеизвестно, что основные пути, ведущие к повышению эффективности обучения и воспитания, заключаются во взаимодействии процессов развития мышления ребёнка и формирования у него осознанных знаний, прочных навыков. Приступая к работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо чётко представлять, что отличительной чертой вышеназванного возраста является активная познавательная деятельность. Как показывают исследования психологов, в этом возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление и ребёнок находит ответы на вопросы «почему? и «как?» только в результате выполнения определённых практических действий с предметами.
Вот почему ведущим в процессе обучения детей данного возраста является так называемый практический метод обучения. Этот метод даёт возможность более полного и глубокого осознания воспитанниками учебного материала в процессе многократного повторения практических действий. Поэтому важно при объяснении нового материала умело сочетать наглядность с индивидуальной практической деятельностью воспитанников – работой с индивидуальным дидактическим материалом. Одним из важных средств усвоения знаний является дидактическая игра. Известный учёный-психолог Л.С. Выготский различал два уровня развития возможностей ребёнка: уровень актуального развития (достигнутый уже уровень развития) и зону ближайшего развития (то, что находится в процессе становления, «завтрашний день» развития). Опираясь на данное положение, можно сказать, что уровнем актуального развития ребёнка, можно сказать, что уровнем актуального развития ребёнка шести лет является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно-образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития. Вот почему у детей шести семи лет наблюдается чёткая последовательность в использовании средств обучения. Как показали исследования психологов, у детей старшего дошкольного возраста еще преобладает непроизвольное внимание, оно неустойчиво, и однообразная работа даже в течение непродолжительного времени приводит к утомляемости детей. Эта особенность определяет необходимость частой смены видов деятельности ребёнка и включения игры в учебный процесс. На развитие познавательной деятельности оказывает большое влияние дидактическая игра. В результате систематического её использования в учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. При помощи умело построенной игры воспитатель может добиться систематического усвоения и закрепления знаний воспитанников. Дидактическая игра содержит как бы два элемента – познавательный и игровой. И очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе её эффективность может быть сведена к нулю. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка. Педагог должен очень хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, чётко представлять их цель, соблюдать определённый темп, предоставляя детям относительно большую самостоятельность. Дидактические игры могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у воспитанников навыки контроля и самоконтроля (например, математическое домино). Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Практика показала, что игра требует очень тонкой инструментовки со стороны воспитателя, умения хорошо чувствовать уровень подготовки и развития детей, их отношение к предлагаемой игре и её дидактическую направленность, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной. При обучении началам математики широко используются игры. С их помощью формируются, уточняются и закрепляются представления детей о последовательных числах, об отношениях между ними, о составе каждого их чисел, знание цифр, представления о геометрических фигурах, временные и пространственные представления. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Одна и та же игра усложняется по мере усложнения программного содержания, а использование различного наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её привлекательной для детей. Дидактическая игра должна сохранять свойственный играм занимательный и эмоциональный характер, благодаря чему повышается работоспособность детей на занятии. Многие игры предполагают двигательную деятельность, что позволяет использовать их вместо физкультминутки. Основное условие для проведения таких игр – дать возможность детям встать из-за столов и подвигаться. Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного руководства воспитателем. Темп, продолжительность игры, оценка детских ответов, реакция на ошибки детей, правильное использование математических терминов контролируются и направляются педагогом. Игра способствует развитию мышления ребёнка. Он учится действовать по правилам, преодолевать трудности, планировать свою деятельность в соответствии с правилами. Игра развивает воображение и фантазию, творческие способности детей. Она реализует отношения между детьми, развивает их чувства, укрепляет их волю. Готовясь к обучению детей началам математике, мною был собран и систематизирован обширный игровой материал, составлена картотека игр. С успехом применяю их на занятиях по обучению детей началам математики (ФЭМП). Вот некоторые из них. Описание дидактических игр, рекомендуемых к использованию на занятиях по математике, а также в повседневной жизни.
Подводя итог вышесказанному, хочется особенно подчеркнуть, что с помощью игры обучение для ребят становится радостным, увлекательным и жизненно важным делом, ибо игра является частью их жизни. Играя, ребёнок познаёт мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие потребности и познавательные интересы.
|