Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Эх, Маслена-красота! Отворяй-ка ворота!» для детей старшего дошкольного возраста |
Масленица | |||
Автор: Ломакина Ольга Николаевна | |||
21.11.2024 22:46 | |||
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Эх, Маслена-красота! Отворяй-ка ворота!» для детей старшего дошкольного возраста Провела: Ломакина Ольга Николаевна, учитель группы предшкольной подготовки Оржевский филиал МБОУ «Умётская агроинженерная школа» Оржевка 2023 Цель: познакомить детей с русским народным праздником «Масленицей» Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Предварительная работа: беседы с детьми о русских народных праздниках; чтение потешек, пословиц, русских народных сказок, разучивание народных игр; рассматривание иллюстраций и картин народных гуляний. Демонстрационный материал: изображения картин о Масленице, рисунки к празднику Масленица, чучело Масленицы. Оборудование: два мольберта, два больших листа, кисточки гуашь желтого цвета, картонный блин, презентация «Масленица», блины. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? (Ответы детей: зима.) Воспитатель: А какие зимние праздники вы знаете? (Ответы детей: новый год, Рождество, 23 февраля.) Воспитатель: Молодцы, а теперь послушайте загадку и скажите, о каком празднике идет речь. Ярмарки, улыбки, песни, Отдыхает весь народ, Нет поры вкусней, чудесней, Весну каждый очень ждет! Самовары и баранки, Но главней всего блины, Все танцуют, веселятся, Ну же праздник назови! (Ответы детей). Воспитатель: Правильно, дети, это — Масленица, русский народный праздник. Масленица – веселый праздник проводов зимы и встречи красавицы весны, который отмечают и дети, и взрослые. Праздник продолжается целую неделю, которая так и называется — масленичная неделя. В последний день масленичной недели устраиваются народные гуляния. И сегодня мы с вами поговорим об обрядах и обычаях, с которыми встречали этот праздник. У праздника Масленицы есть свой символ, А чтобы узнать какой послушайте загадку: Желтый, круглый, ароматный, И на вкус такой приятный, И с вареньем, и с медком, Со сгущенным молоком! (Ответы детей: блин, блины.) Воспитатель: Блины – это символ Масленицы, так как они напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку. Ребята, давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей). Правильно, солнышко и блин одинаковой формы- круглые, и по цвету похожи-желтые. А сейчас мы поиграем в игру «Солнышко». Подвижная игра «Солнышко». Для игры потребуется два больших листа, 2 мольберта, гуашь желтого цвета, на каждом листе нарисован большой желтый круг. Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко. Лучиков столько, сколько ребят в команде. Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Повеселились мы немного, а Масленицу праздновали целую неделю. Давайте с вами вспомним, как называются дни недели? (Ответы детей: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.) Каждый день Масленицы имел свое значение и назывался по- особому. Начинается Масленица в понедельник. (Показ презентации «Масленица») Первый день звался- «Встреча Масленицы». В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись радостные веселые песни. А еще пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками". Второй день — вторник, звался «Заигрыши». В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей, представления с театрализованной деятельностью. Люди одевали яркие, праздничные одежды. Большими группами катались по деревням, ездили на лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил кататься с гор, которые специально готовили к Масленице. Третий день –среда, назывался «лакомка», сладкоежка», «разгул». Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры, торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и мятные пряники. Четвёртый день- четверг, назывался «разгуляй», «широкий». На этот день приходилась середина игр и веселья. Главным событие этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его. Устраивались кулачные бои. А ещё в этот день ходили по дворам, поздравляли соседей, пели частушки, водили хороводы и плясали. Хороводная игра «Блин золотой». Все встают в круг и поют: Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь, Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь! А мы похлопаем, а мы потопаем! Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной! Одновременно с пением по кругу передается картонный блин. Ребенок, на котором закончилась песня, выходит в центр круга и под музыку танцует. Затем кланяется и возвращается в хоровод, игра повторяется. Пятый день-пятница, звался «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла. Шестой день-суббота, называли его «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями. Седьмой день- воскресенье, «прощёный день». Обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня». Второй отвечал: «Бог тебя простит». А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну: Приходи, весна! Приходи, красна! Давай солнышко — колоколнышко, Приноси урожай в наш родимый край! В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. (Показ чучела Масленицы). Давайте вспомним, про какой народный праздник мы с вами сегодня говорили? Как по-другому его можно назвать и почему? (Ответы детей) Что является символом Масленицы? (Ответы детей) Сколько длятся праздничные гулянья? (Ответы детей) Молодцы ребята, все правильно. Рефлексия. Дети анализируют итоги своей деятельности (как положительной, так и отрицательной.) А сейчас предлагаю вам полакомиться вкусными блинами.
|