Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Краткосрочный проект «Масленица» на младшей разновозрастной группе
Масленица
Автор: Кушнир Оксана Геннадьевна   
30.03.2024 10:33

Краткосрочный проект «Масленица» на младшей разновозрастной группеКраткосрочный проект «Масленица» на младшей разновозрастной группе

Актуальность:

Праздник оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка.

Масленица – один из древнейших славянских праздников, традиции которого зародились еще в языческой Руси. Считалось, что человек, весело проведший масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года!

Подготовка к празднику развивает память и внимание, расширяет кругозор,

пробуждает фантазию, совершенствует речь и пластику движений.

Скачать конспект

В совместной работе с родителями мы должны создать условия длятворческого развития каждого ребенка.

Цель проекта:

Формирование общего представления дошкольников о традициях русского народа на примере праздника «Масленица».

Задачи проекта:

  • Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа
  • Познакомить детей с историей проведения народного праздника
  • Вспомнить названия 7 дней Масленицы, объяснить их значение
  • Обогатить словарь детей
  • Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения;
  • Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки
  • Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Предполагаемые результаты:

  • получены первоначальные представления о праздновании масленицы;
  • сформированы умения водить хороводы;
  • приобретены знания частушек, пословиц, небылиц, закличек;
  • укреплено и развито взаимодействие с родителями и сверстниками.

Предварительная работа:

  • индивидуальные беседы с родителями о роли одежды на народном гулянье;
  • оформление папки — передвижке о масленице как о старинном народном гулянье;
  • оформление календаря «Масленичная неделя»;
  • изготовление чучела «Масленица»;
  • изготовление родителями атрибутов «блины» из картона для игры «Я пеку, пеку, пеку...»;
  • приготовление блинов родителями вместе с детьми дома для участников масленичного развлечения;
  • подбор русских народных мелодий для музыкального сопровождения праздника;
  • оформление зала и группы декорациями к празднику.

Участники:

дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации: одна неделя (с 8 по 15 марта 2024 года);

Продукты проекта:

  • Выставка рисунков и коллективная аппликация.
  • Методическая разработка интегрированного занятия
  • Развлечения для младшей группы «Широкая Масленица»

Оборудование:

Иллюстрации по теме, произведения художественной литературы и музыкальные произведения согласно теме проекта, атрибуты для подвижных игр, чучело Масленица.

Этапы реализации:

Предварительный этап:

  1. составление плана деятельности
  2. сотрудничество с родителями
  3. подбор стихов и закличек о Масленице
  4. подбор музыкальных произведений согласно теме
  5. подбор хороводных и подвижных игр
  6. подбор материала в родительский уголок
  7. подготовка развлечения «Широкая Масленица»

Основной этап:

Беседа: «Неделя масленицы».

Рассматривание картины Б. И. Кустодиева «Масленица»

Заучивание закличек о масленице.

Разучивание хороводных игр «Карусель», «Мишка по лесу гулял…»

Проведение подвижных игр «Лучики для солнышка», «Ой, блины, блины, блины..»

ОД Рисование «Блинчики»

ОД Аппликация «Ясно солнышко» (коллективная)

Развлечение «Широкая Масленица»»

Заключительный этап: Проведение развлечения «Широкая Масленица».

Результат:

В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленица, символах праздника, народных гуляниях. Повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям. Проект способствовал развитию у детей любознательности, творческих способностей, двигательной активности. Все проводимые мероприятия были направлены на стремление изучить традиции родной страны.

Родители активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с педагогами и сверстниками через совместную проектную деятельность

Педагог повышает профессиональный уровень, реализует свои творческие умения.

Приложение 1

Беседа «ПОЧЕМУ МАСЛЕНИЦА НАЗЫВАЕТСЯ МАСЛЕНИЦЕЙ?»

Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица». По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов.

Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю.

Вот и стряпали блины —этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, —объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название — «Масленица». По другой версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей. А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за

огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была

самым веселым праздником.

КАК МАСЛЕНИЦУ ПРАЗДНОВАЛИ НА РУСИ

К первому дню масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу — Масленицу

—да наряжали ее в кафтан и шапку.

На второй день, во вторник, девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных. Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день. Вот когда начинает настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать, выполнять разные обряды, творитькулачные бои.

На пятый день зятья угощали блинами своих тещ, иногда —и всю всю

родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.

В шестой день разгульной недели молодая невеста приглашала своих родных к себе. В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.

Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков, проводы и прощания сопровождались различным и обрядами. Соломенную куклу — «Масленицу» — торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходили вечером. Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

Приложение 2

Каждому дню масленичной недели дано было своё имя:

Понедельник — Встреча;

Вторник — Заигрыш;

Среда — Лакомка;

Четверг — Разгуляй;

Пятница — Широкая масленица;

Суббота — Золовкины посиделки;

Воскресенье -Прощёный день.

Первый день Масленицы. Встреча.

К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину — жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

Второй день Масленицы. Заигрыш.

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Гостей принимали — встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы.

Третий день Масленицы. Лакомка.

На Лакомку созывали всех родных и угощали блинами. Считалось, что нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ".

Четвёртый день Масленицы. Разгуляй.

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от

дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Пятый день Масленицы. Широкая масленица.

Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек — любимый сынок".

Шестой день Масленицы. Золовкины посиделки.

В субботу, на золовкины посиделки (золовка — сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно -вспомним, хотя бы русские народные сказки.

Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье.

В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения.

Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума — полотенце, для кумы — кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали

над полями — "на богатый урожай". Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступаетв свои права Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Приложение 3

Словесная игра «Продолжи пословицу»

  1. Один пирог два раза не... съешь.
  2. С кем хлеб-соль водишь на того и... походишь.
  3. Не вкусив горького, не узнаешь и... сладкого.
  4. Сам заварил кашу, сам и... расхлебывай.
  5. Кашу маслом не... испортишь.
  6. Хочешь есть калачи, не лежи на... печи.
  7. Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду лезть.
  8. Заварил кашу, так не жалей... масла.
  9. Не разбивши яйца, не сделаешь... яичницу.
  10. Не сули бычка, а дай стакан... молочка.
  11. Блины и то... надоедают.
  12. Остатки... сладки.
  13. От черной курочки да белое... яичко.
  14. От черной коровы да белое... молочко.

Приложение 4

Дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:

На тарелке он один — называем просто... (блин).

Много испекли их мы — тогда назовем... (блины).

Испекли для дочек — назовем... (блиночек).

Будет кушать их сынок — назовем тогда... (блинок).

Огромный, как домище — назовем... (блинище).

Приложение 5

Рисование «Испеки блин на сковороде»

Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности — раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.

Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно

раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.

Приложение 6

Конспект интегрированного занятия-развлечения для второй младшей группы.

По большой дорожке!

Вижу я в своё окошко

На крыльце сидят коты,

Перед ними ходит кошка,

Это конкурс красоты.

У меня всего три шали

Все они пуховые

Мы девицы молодые

Девушки бедовые!

Вы послушали частушки,

Мы спасибо говорим

Вас, мальчишки, вас, девчонки,

Всех гостей благодарим.

Пляска под русскую

народную мелодию.

Ванька:

Ребята, посмотрите, солнышко спит.

Надо его разбудить. Помогите мне.

Дети читают заклички:

Ну-ка, солнце, просыпайся

В чисто небо выбирайся,

Будешь по небу ходить

Песни петь и всем светить.

Ванька: Не просыпается солнышко. Давайте другую закличку прочитаем.

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,

Солнышко, солнышко, покажись немножко.

Ванька: Что с солнышком случилось?

Звучат частушки «Бабки-ёжки» из м/ф «Летучий корабль», вбегает Баба Яга.

Баба Яга: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте оладушки! Что не получается солнышко разбудить? Это я его заколдовала,

сделала грустным.

Ванька: Баба Яга, костяная нога, верни радость нашему солнышку.

Баба Яга: Это я-то костяная нога. Вспомнил, когда это было-то!

Я-Баба, современная Яга,

Мне жизнь такая дорога

Никого не нужно есть

Пенсия большая есть,

Телевизор, Телефон,

Да, ещё айфон.

Есть машина у меня

Так что ступа не нужна.

В триста лет, я, молода

Не худая, не больна

И нога не костяная

Посмотрите на меня,

Как мила и как умна!

Ванька: Ты прости меня, Ягуся, это я не подумав сказал. Ты очень даже

симпатичная, Яга.

Баба Яга: Вот то-то же. Ну, ладно, поиграйте со мной и солнышко ваше

расколдуется.

Все участники праздника встают в круг.

Игра «Перезвон»

Баба Яга и Ванька в центре круга, у Бабы Яги завязаны глаза, Ванька движется по кругу с колокольчиком. Все идут по кругу и поют.

Дили-динь, дили-дон!

Ах, откуда этот звон?

Били-бом, били-бом,

Мы его сейчас найдём.

Игра продолжается несколько раз.

Баба Яга: Не хочу больше играть, хочу пляску плясать!

Все желающие танцуют под музыку из к/ф «Любовь и голуби» «Плясовая».

Баба Яга: Повеселили, вы меня и вот вам ваше солнышко!

Солнышко всходит.

Ванька: Вот и стало светлей, вот и стало теплей!

Баба Яга: До свиданья, детвора!

Ведущая: Масленицу широкую отмечали

Играли, пели, танцевали

А теперь масленица прощай

И наш праздник не забывай!

Ведущий: Ребята, от масленицы у нас в руках зажглись солнышки, и они напомнят нам о масленичной неделе. (всем гостям вручают медальки -солнышки)

Ведущий: А теперь друг другу поклонитесь и друг с другом обнимитесь!

Ведущий: Как на масленой неделе из печи блины летели

Масленица угощай, всем блиночки подавай!

Детям вручают угощение — блюдо с блинами. Куклу — масленицу выносят из зала под песню

«Прощай, Масленица» ансамбля «Чебатуха». Дети идут пить чай с блинами

Приложение 7

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год