Интегрированное занятие «Румяным блином зиму провожаем, а весну зазываем» для группы детей раннего возраста |
Масленица | |||
Автор: Асташкина Мария Олеговна | |||
20.02.2023 14:51 | |||
Интегрированное занятие «Румяным блином зиму провожаем, а весну зазываем» для группы детей раннего возраста Цель: приобщение детей к русским народным традициям через праздник «Масленица» и обозначение его важности в жизни русского народа. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Интеграция видов деятельности: изобразительная, коммуникативная, игровая, перцепция литературы и фольклора, двигательная. Предварительная работа: беседа о традиции праздновать масленицу в семье, рассматривание иллюстраций по теме, заучивание небольших стихов, закличек, хороводных песенок, отгадывание загадок. Оборудование: кукла-Масленица, заготовка солнышка и лучиков-прищепок, масса для лепки или пластилин, тарелки, циферблат с временами года и их признаками, музыкальное сопровождение, игрушка-лошадка. Ход занятия: Дети садятся на стульчики в ряд. Воспитатель начинает рассказывать историю праздника масленицы: - Ребята сегодня мы собрались, чтобы отпраздновать праздник, который называется масленица. Его отмечали ещё наши бабушки и дедушки. Масленица встречает весну с блинами, песнями, плясками и провожает холодную зиму. В эти дни всегда устраивали народные гуляния и игрища. - Чтобы скорее масленица к нам пришла её нужно позвать, но непросто, а с помощью весёлой песенки. Этот приём называется закличка. Народ всегда на масленицу так зазывал весну. Ребята, вы знаете такую песню? -Да, -говорят дети. -Давайте, споём! — предлагает воспитатель. Воспитатель вместе с детьми поют закличку: «Ой, Масленица, Покажись! Мы тебя заждались.» Воспитатель хвалит детей: Как дружно у нас получилось! Какие молодцы! Ой, друзья, я не знаю сколько сейчас времени. Я боюсь, что мы опоздаем на праздник. Что же делать? Дети говорят: -Нужно починить часы. -Вы мне поможете мне их починить? -спрашивает воспитатель. Дети соглашаются помочь. Воспитатель достаёт циферблат с временами года и их признаками. Дети садятся за стол по кругу, а в центре находится часы. Воспитатель объясняет задание: -Чтобы часы снова заработали, нужно правильно повернуть внутренний круг. Воспитатель задаёт наводящие вопросы: -Что происходит зимой? А снег идёт в это время? -Да, -отвечают малыши. -А что ещё бывает зимой? — спрашивает воспитатель. Дети называют ещё признаки зимы и поворачивают круг в нужную сторону. Потом воспитанники сверяют правильность своих действий, называя признаки других времён года. -Дорогие мои, спасибо! Теперь мы не опоздаем на масленицу. В этот момент издаётся звон часов. Воспитатель объявляет: -Ребята, праздник начался Вносится кукла-Масленица. -Кто к нам в гости пришел? — спрашивают у детей. -Масленица, — говорят воспитанники. Слова куклы-Масленицы: -Я пришла зиму с вами провожать и плясать.
Кто больше сделает кругов, К тому весна теплая придёт! Дети берутся за руки и начинают произносить слова хоровода «Ваня-простота»: «Ваня, Ваня-простота, купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд и поехал в огород!» Ведущий держит игрушку-лошадку. После песни все разбегаются, а Ваня ловит учащихся, кого он поймает, станет новым Ваней. -Ой, как вы хорошо танцуете. Слышите, кто-то идёт? Это весна к нам приближается. Ей понравился наш хоровод, -говорит кукла-Масленица. -А вы знаете символ нашего праздника? -спрашивает воспитатель. -Нет, -отвечают малыши. -Чтобы это узнать, нужно отгадать загадку: «Жёлтый, круглый, ароматный И на вкус такой приятный И с вареньем и с медком, Со сгущённым молоком.» -Что это? Правильно, блин. Это символ масленицы. Скажите, ребята, а блин он какой? Воспитанники должны сказать: Вкусный, жаренный, ароматный, жёлтый, масляный… Воспитатель соглашается: Верно. Говорят, что блин похож на солнце. Ребятам демонстрируют иллюстрации блина и солнца: - А чем же они схожи? Ответ детей: -Они круглые и жёлтые. -Правильно, молодцы. Давайте тоже приготовим блины. И угостим нашего гостя, -говорит воспитатель. Лепка «Ажурные блинчики». Дети лепят блины из массы для лепки (пластилина). И кладут в игрушечные тарелки. -Какие аппетитные блины вышли у вас. Весна теперь совсем на пороге. Чувствуете как потеплело? Это потому что к нам солнышко пришло, -говорит кукла-Масленица. Детям дают солнышко и прищепки. Игра с прищепками «Солнечные лучики». -Прикрепите прищепки -лучики к солнышку, чтобы оно нас грело ими горячо-горячо. -Молодцы! Какие замечательные лучики, -хвалит воспитатель. Оповещает всех кукла-Масленица: - Вот и пришла пора весны. Значит время мне уйти. Кукла выносится из группы. Дети прощаются с Масленицей. Играет музыка про весну. Рефлексия: -Какое время года наступило? -Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили? Включается светомузыка. Детям предлагается потанцевать по своему желанию.
|