Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из цикла «Беседы с дочерью» — «МАШЕНЬКЕ — 7 лет»
Для Мам и Пап
Автор: Максимчук Людмила Викторовна   
01.08.2024 20:45

Из цикла «Беседы с дочерью» — «МАШЕНЬКЕ — 7 лет»Из цикла «Беседы с дочерью» — «МАШЕНЬКЕ — 7 лет»

Наконец-то пришла пора учёбы в школе. Мы с Володей радовались Машиным детским ожиданиям, поддерживали интерес к предстоящей учёбе. Первого сентября отвели её в 829-ую школу. Школа расположена близко и удобно от дома, можно пройти дворами. Перед зданием школы – полно ребят и родителей. На торжественной линейке выступил директор, приветствовал, поздравлял, а в конце сказал, что от школы нужно ждать чуда – знания.

Потом, через месяц, Маша вспоминала:

– Мама, я знаю, почему наш директор так сказал тогда. Вот пока я в школу не ходила, я многого не умела. А теперь я умею палочки писать, и красиво флажки раскрашивать, и всякое другое, то есть узнала это. А это и есть знание. И ещё дальше будет новое знание!

  • **

Первое впечатление от школы:

– Нет в мире ничего прекраснее школы!

  • **

Учиться новому всегда интересно. Маша с самого раннего возраста любила музыкальные сказки, слушала пластинки, а в садике пела и танцевала активнее всех. Воспитатели хвалили её. У нас дома всегда был инструмент, и когда я играла что-то на пианино, она не отходила от меня. Дотрагивалась пальчиками до клавиш и говорила с печалью:

– Ах, мамочка, я никогда не буду играть так, как ты!

 

– Да ты что! Я играю очень слабо, особыми музыкальными способностями я не отличалась. Меня учили музыке для общего развития. А ты – другое дело. Ты ещё и не тому научишься.

– Что же ты меня играть-то на пианино никак учить не хочешь?

– Именно не хочу. Потому что не имею права – не хочу тебе руки испортить.

– Как это?

– Руки нужно правильно поставить, чтобы они привыкли хорошо играть и не уставать. Испортить легко, а переучивать трудно. Понятно?

– Понятно. Нужно ждать, пока пойду в настоящую музыкальную школу?

– Конечно же!

Всему своё время, и в конце мая 1983 года Маша сдавала вступительные экзамены в Тушинскую музыкальную школу. Это 17-я музыкальная школа, она оказалась единственной в районе, и выбирать было не из чего. Правда, пройти все вступительные туры так и не удалось, потому что приехали дедушка Витя с бабушкой Ниной и забрали Машеньку вместе с другим внуком Ромочкой, чтобы отдыхать в Крыму. Мотивация? Отдых на море ничто не заменит. А такую способную девочку не могут не принять в музыкальную школу. Да не так вышло. В Крым-то съездили и вернулись, а дальше что? Все места в музыкальной школе уже были распределены. Мы уже почти не надеялись, что Маше придётся начать занятия музыкой в этом году. Но улыбнулся случай, и осенью девочку всё же пригласили в первый класс. У педагога Оделии Харитоновны Кочетовой оказалось вакантным одно место, а Машенька понравилась и запомнилась ей своей музыкальностью на первом туре экзаменов.

И вот она – музыкальная школа. То не было ни одной школы, а тут сразу две! Нагрузка очень возросла и для Маши, и для меня. Моя работа «трещала» по швам: никто не хотел дать мне половину ставки, не было тогда на это моды у научно-технической интеллигенции. Но как-то приходилось выкручиваться.

Радовало то, что заниматься в обеих школах Машеньке очень нравится. Мы с Володей её в этом поощряем.

– Мама, а когда гулять-то?

– Боишься, что гулять будет некогда?

– Конечно. Да ладно, буду гулять с перерывами!

  • **

Едем с Машей из музыкальной школы.

– Мама, а какой тебе толк от того, что я учусь музыке? Одно мотание со мной.

– А такой толк. Не сразу, но постепенно, когда усвоишь основы и пойдёшь дальше, перед тобой откроется чудный мир музыки...

– А перед тобой он уже открылся?

– В определённом смысле – да.

– Какой же тебе интерес в том, что он откроется передо мной?

– Интерес в том, что этот мир будет и миром моего ребёнка, что в нём найдут отражение его мечты и устремления. И это значит, что я не зря старалась привить ему любовь к музыке.

– И получается, что это будет уже наш общий мир! Значит, ты всё для меня делаешь не напрасно.

  • **

Маша, как обычно, кушает медленно, а жить приходится быстрее. Дел прибавилось: школа, уроки, музыкальная школа, другие задания…

– Машенька, ешь скорее, опаздываешь! Прямо все нервы мои этой едой вытянула!

– Вот и хорошо, что вытянула, может, теперь добрее станешь.

  • **

– Мама, вот ты боишься за меня и никуда одну не отпускаешь. А я уже совсем не маленькая. Ну, хотя бы, когда я буду уже в институте учиться, ты пустишь меня одну в кинотеатр «Балтика»?

А это всего в пяти трамвайных остановках, у метро «Сходненская».

  • **

Я читаю, вернее, перелистываю книгу на английском языке.

– Мамочка, и как ты всё это понимаешь? Подумать только, зачем же вот так язык выворачивать, что сломать можно? И как это из букв могут получиться такие кренделя?! А главное, почему все люди говорят на разных языках?

  • **

– Должна сказать тебе, Машенька, что по всем приметам в этом году зима будет плохая, сырая, а лето – холодное.

– То есть в летних платьях уже не походишь?

– Скорее всего.

– Как жаль, и куда только мы с тобой будем девать летние платья?

– Отложим на другой год.

– Так это не навсегда?

– Ну конечно. Говорят, примета действует на один год.

– Ой, как хорошо, а я уж подумала, что на всю жизнь!

  • **

Маша опять и опять медленно ест суп. Тянет время.

– Я не могу понять, мамочка, почему ты такая хорошая, а твой суп такой плохой!

  • **

Маша ходит в школу с соседскими детьми Надей Андреевой и Алёшей Кузнецовым. Возвращается, по возможности, тоже с ними. Однажды смотрю – Алёши в компании нет.

– А где же Алёша?

– Знаешь, мама, он с нами не пошёл. Он сказал, что недостоин чести идти с нами, потому что сегодня в школе он предал мальчика из своего класса и ему очень стыдно. Предал-то он нечаянно, просто проговорился, но всё равно сам себя наказывает.

  • **

Опять спешим в музыкальную школу. Я подгоняю Машу:

– Давай скорее, а то у тебя ещё и конь не валялся.

– Нет, валялся, ещё и как валялся!

– Так поторопи его.

  • **

Сегодня утром Маша ничего не хочет кушать, только пьёт чай с малюсеньким бутербродом. Сердится на мои уговоры:

– Вы вот всегда меня перекармливаете, вон какой живот вырос, да ещё и щеки!

– Да какой там живот! Хоть до школы хватит ли сил дойти с таких калорий?

– Ну, ладно, на этот раз съем, но если кто-нибудь скажет, что я толстая, то ничего в жизни больше есть не буду!

  • **

Приходит из школы. Села обедать. Сегодня мы и в самом деле никуда не спешим. Задумалась и потом говорит:

– Мама, я поняла, что у нас хорошая семья.

– А что тебя привело к такой мысли?

– Идём мы с Юлей домой, а она мне и рассказала про свою жизнь, а главное, что отец у неё пьяница, и всех мучает, и каждый день выпивает по бутылке, и что часто её лупит.

– А какая ж у неё семья?

– Бабушка, мама, отец и маленький брат. И все отца боятся! Как хорошо, что вы у меня такие! Раньше я этого не поняла бы.

  • **

Ездили мы с Машей в тушинский Госстрах, по каким-то делам. Это через две улицы, но тем не менее… Вечереет, темно, зима. Машенька в том районе впервые. Я возьми и скажи:

– Вот видишь, Маша, как далеко и поздно мы приехали. Приехать-то мы приехали, а обратно как добираться будем?

Смотрю, Машенька остановилась, пошла назад; сколько ни зову, в мою сторону не смотрит. Наконец вернулась.

– Вот видишь, мамочка, завезла ребёнка неизвестно куда, дороги домой не знаешь, да и ночь скоро. Но ничего, я уже подсмотрела, какой дорогой обратно пойдёт автобус, и какой его номер, и где его остановка. А теперь можно и в твой Госстрах идти!

  • **

Приходим домой с первого экзамена по музыке. Сыграла Маша неважно, наверняка могла бы лучше.

– Да ладно, Машенька, не расстраивайся! Всё равно ты – мой подарочек дорогой.

– Нет, мама, я не подарочек, а огорчалочек, и совсем не дорогой!

  • **

Маша разбирает по нотам новую пьесу.

– Ой, мама, а какая это нота?

– А ты сама-то не знаешь?

– Да как же её узнаешь, когда она на самом потолке сидит!

Это характеристика ноты, которая располагается на самой верхней линейке.

  • **

Собираем анализ мочи «по Зимницкому», как велит детский врач-нефролог. Обычно эти анализы бывают у Машеньки неважными. Я переживаю заранее:

– А вдруг снова белок?

– Мама, а что это, всё белок да белок, когда же желток-то будет?

  • **

– Мама, а кто такой дядя Эдик?

– Муж тёти Оли.

– Да? А я что-то не слышала, чтобы у них была свадьба.

  • **

Маша моет посуду неохотно.

– Доченька, я готовила обед, а ты помой посуду. Я сделала одно, а ты – другое.

– Нет, лучше ты и готовь, и мой посуду тоже.

– А что же будешь делать ты?

– Кушать!

  • **

Садимся пить чай.

– Мама, а где же бутерброд?

– С чем?

– Ну, хотя б с икрой.

– С какой ещё икрой? Икру не кушают каждый день. Такое дорогое удовольствие припасают к празднику. Какая же сегодня может быть икра?

– Ну, хотя бы красная, что ли!

  • **

– Мама, а кто старше: тётя Оля или ты?

– Я.

– Как жаль, выходит, она моложе тебя и может дольше прожить, а ты можешь умереть раньше неё.

– И вовсе нет. В жизни всё не так, не бывает такого прямого соответствия.

– Значит, ты можешь прожить дольше?

– Ну почему такие сравнения? Каждый живёт столько, сколько Бог даст.

– Мамочка, давай попросим Бога, чтобы ты прожила долго!

  • **

Мой брат Константин, который живёт в Великом Новгороде со своей семьёй, – большой юморист, особенно по отношению к своим детям, заодно и к моей Маше. Когда мы приезжаем в Новгород, наши встречи с ним и его детьми бывают веселыми и… слегка «встряхивают».

– Мама, а почему дядя Костя называет Марину и меня «мошкарой», «тараканами» и кем-то ещё? Он что, глупый?

– Нет, он просто привольно воспитан.

– Значит, бабушка с дедушкой вас плохо воспитывали? Да нет, тебя-то хорошо.

– Да и его, наверное, не хуже.

– Я поняла: а дальше его так воспитала жизнь!

  • **

Маша приходит из школы. Рассказывает про свою одноклассницу.

– А наша Оля Галкина читала стихотворенье Пушкина о зиме. Читала так:

Пришла. Рассыпалась. Клоками

Повисла на суках дубов.

Легла… Уснула… Спит уже...

– Видишь, какая сочинительница!

– Да нет. Она просто забыла половину, вот и получилось не пойми про что... А Оля сама – такая медлительная, часто приходит в класс позже всех, даже позже учительницы, и как ни в чём не бывало идёт к своей парте. Альбина Алексеевна ей говорит: «Что же ты опять опаздываешь?» А она спокойно отвечает, проходя мимо неё: «А я и не опаздываю!» И так каждый раз. Мы смеёмся, потому что все уже к этому привыкли, даже Альбина Алексеевна. Опоздай кто другой, так сразу – замечание, а с Олей ничего поделать нельзя!

  • **

– Мама, а ты знаешь, что ты счастливая и богатая!

– Это почему же?

– Да потому, что у тебя есть и папа, и мама, и брат, и муж! А главное, у тебя есть я!

  • **

– Мама, купи мне тетради для второго класса, а то ведь на следующую осень мне нужно идти во второй класс.

– Да ведь полгода впереди, успеем ещё купить, не волнуйся!

Но Маша не успокоилась. Пошла однажды в гости к нашим соседям, к второкласснику Алёше. Вернулась сияющая и счастливая, с двумя тетрадями в линейку для второго класса.

– Мамочка, ты только не ругайся. Меня Алёша так просил, прямо на коленях умолял взять эти тетради, вот я и согласилась!

Ирина Кузнецова, Алёшина мама, потом рассказывала мне, как Маша всякий раз, когда приходила к ним, глаз не сводила с Алёшиных школьных учебников и тетрадок, очень внимательно слушала его разговоры с младшей сестрёнкой Наташей о школе. Второй класс – это уже не первый! Машин интерес к учёбе явно опережал события. У первоклассницы оказалось много вопросов к старшему товарищу. Чистые тетрадки для второго класса вызывали особый интерес и отдельные вопросы. Алёше это надоело, и он подарил Машеньке эти тетрадки, чтоб она хоть немного угомонилась и оставила его в покое.

  • **

Маша заболела гриппом. Нужно хотя бы первое время полежать, не занимаясь школьными уроками и музыкой тоже.

– Мама, и как же я сижу без дела! – в отчаянье вздыхает Маша. – Ведь я отстану от программы, всех подведу!

– Подожди немного, вот чуть-чуть полегчает – тогда и будешь делать всё, что надо.

– А пока мне стыдно и обидно. И ещё вдруг не успею оглянуться, как обленюсь?!

  • **

Болеем дальше. Нужно пить почаще чай с малиной, а Маша её терпеть не может, а если может, так не хочет. Утром спрашиваю:

– Ну, что будешь пить: кофе с молочком или чай?

– Конечно, кофе, ведь в него нельзя положить малину!

  • **

Маша спрашивает:

– Мама, а ты кого больше хотела: девочку или мальчика?

– Да мне было всё равно.

– Нет, а всё же, кого больше?

Вижу, что ребёнок ждёт определённого ответа на свой вопрос.

– Ну, девочку, девочку, а то кому б я стала платья шить да косы плести!

Очень обрадовалась:

– Вот видишь, а я и есть девочка!

  • **

Однажды приходит из школы совсем хмурая. Устала? Говорит, нет. Но что-то явно не так, и это написано на лице.

– Знаешь, мама, я сегодня тройку получила. Срочно смотри тетради.

– Ладно, потом. Какая тут спешка?

– Нет, смотри сейчас!

Открываю портфель, беру дневник, листаю. Вижу – не тот, зову Машу. Смотрим – в дневнике одни двойки, тройки (иногда) и замечания красным цветом через страницу. Машенька обомлела… Принимается реветь:

– Мама, дневник не мой, кто-то подменил!

Утопая в слезах, пересмотрела весь портфель:

– Ой, мама, все вещи здесь чужие, в этом портфеле...

В портфеле чего только не было: изрисованные каракулями учебники, тетради, все в кляксах и в двойках, скомканные листки бумаги, перепачканные ластики, а между ними – огрызки от яблок, фантики от конфет, прочий мусор.

Маша заревела ещё сильнее.

– Мама, портфель не мой! Ты знаешь, у нас в школе много одинаковых портфелей, вот я и перепутала, наверное, в раздевалке.

Читаем фамилию на обложке дневника – точно так, фамилия незнакомая, даже класс другой. Маша тут же собрала этот портфель и побежала в школу. Надеялась найти Егора Васильева, владельца дневника и портфеля, да не застала там его. Была как раз суббота, поэтому чужой портфель пролежал у нас до понедельника. Еле дождались понедельника.

А в понедельник Маша побежала в школу пораньше, дождалась возле раздевалки Егора, обрадовалась, узнав по особым приметам свой портфель у него в руках:

– Слушай, у тебя мой портфель, мы с тобой в субботу портфели перепутали!

– Правда? А я и не заметил.

– Как это? А дома у тебя, что ли, и дневник не проверяли?

– Да я его никому и не показывал.

– И… родители не спросили?

– Ну конечно.

– А как же уроки делал?

– А я их и не делал!

– И портфель даже не открывал?

– Вот именно, не открывал, больно надо!

  • .. Вот, оказывается, как бывает. Часто потом мы вспоминали эту историю, рассказывали друзьям и знакомым.

Прекрасна пора детства!

  • **

– Вот что, мама. У всех почти есть брат или сестра, а у меня почему нет?

– Так получилось.

– Да, я понимаю, что тебе было б ещё труднее с двумя детьми, и со мной ты не смогла б так много и усердно заниматься...

– Хотя и не совсем так, но, в общем, ты всё поняла, значит?

– А самое главное, ты б не имела возможности так заботиться о моём здоровье, давать такое образование! Но, может, ты думаешь, что если я у вас с папой одна, то я уж обязательно вырасту эгоисткой и не оценю ваших с папой забот обо мне? Нет, будь спокойна, мама, я вас не подведу. Вы никогда не пожалеете, что я – ваша дочь, хотя и одна-единственная!

  • **

– Ну вот, уже и весна. Скоро Пасха. А завтра тоже большой праздник – Благовещение.

– А что это? Напомни, мамочка.

– Это особый праздник в память о той благой вести, что принёс Ангел Божией Матери о предстоящем рождении Сына. Праздник большой, и по традиции работать в этот день совсем не положено.

– Как же так, мама, совсем ничего нельзя делать?

– Да, сделать-то всё нужно заранее, а в этот день нужно сходить в храм, славить Бога и Деву Марию, отдыхать душой и телом. В старину говорили, что в такой день птица гнезда не вьёт, а девица косы не плетёт.

– Так что же получается, что я в такой день буду с утра и до ночи нечёсаная ходить?!

– Ну, зачем же так буквально? Просто так образно говорится.

– Значит, завтра ты мне всё-таки косы заплетёшь?

– Конечно!

– Вот и хорошо. Только ты уж получше постарайся!

  • **

За ужином Маша плохо ест: и то не такое, и это невкусное. Я рассердилась:

– Вот возьму за правило кормить вас покупными котлетами да борщом, сваренным на неделю, тогда поймёшь, что вкусно, а что нет!

– Это какими ж котлетами? Из галантереи?

– Не из галантереи, а из кулинарии.

– Нет, мамочка, только не это, а то бабушка Нина покупала их один раз, так сказала, что больше не надо!

  • **

– Мама, сегодня жарко, я надену шорты.

– Ну, раз так жарко, надень сарафан.

– Но ты видишь, ребята ведь все в шортах, и ни к чему мне так выпячиваться!

  • **

– Вот, мамочка, ты всегда говоришь, что я хорошо живу, и у меня хорошая семья, и вкусное я кушаю, и учусь всему нужному и полезному, и всё такое прочее. И должна я всему этому радоваться, да ведь нет у меня самого главного.

– Это чего же у тебя нет?

– А нет у меня счастливого детства!

– Как это понимать? Ведь всё вместе сложенное и есть счастливое детство. Или у тебя имеется другая программа счастливого детства?

– Да, именно другая. Имеется.

– Какая же?

– А вот какая: гулять, гулять и гулять!

  • **

Отдыхали летом на море в Крыму, в посёлке Дальние Камыши, недалеко от Феодосии. Загорали, купались, плавали. Маше очень понравилось.

– Мама! Давай будущим летом снова приедем сюда. Только обязательно заранее купите мне ласты, маску и батоны!

– Какие ещё батоны?

– Ну, для воздуха, чтоб плавать под водой.

– Так это не батоны, а баллоны.

– Ну и что? Всё равно купите!

  • **

Собираемся с Володей смотреть в нашем ближайшем кинотеатре «Балтика» японский фильм «Легенда о динозавре», о котором много говорили.

– Папа, обязательно возьмите меня с собой!

– Отчего же так – «обязательно»?

– Вот ты знаешь, почему я в школе иногда получаю не совсем хорошие отметки?

– Не знаю.

– А потому, что я никогда в жизни не видела динозавра. Я даже не знаю, что это такое!

  • **

Мы давно уже решаем вопрос о покупке нового холодильника, да никак не можем до конца договориться. Маша с Володей в один голос:

– Жалко старый!

– Я бы все наши старые вещи не выбрасывал и старые ботинки, а тем более свадебные, сдавал бы в музей! – добавил Володя.

– Ну, мы – прямо как старьёвщики какие-то, – смеётся Маша. – Мама, а ты всегда всё любишь переделывать и перешивать или просто стараешься, чтоб ничего не пропадало?

– Конечно. Если можно использовать вещь, пусть ещё послужит, ведь люди трудились над ней.

– А помнишь, мама, как ты из моего комбинезона курточку перешила, а из моих пелёнок сшила мне же ночную рубашку? А мои маленькие ботиночки донашивает твой мишка. Сначала твои детские ботиночки донашивал, а теперь – и мои!

Этот плюшевый мишка – моя старинная игрушка, подаренная мне на память моим детством.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год