Игры со звуками для всей семьи. Раскрашивай, вырезай, наклеивай, играй! |
Для Мам и Пап | |||
Автор: Черепанова Елена Тагировна | |||
28.03.2021 02:15 | |||
Игры со звуками для всей семьи. Раскрашивай, вырезай, наклеивай, играй! /Создание домашней картотеки предметных картинок своими руками. / Автор: Черепанова Елена Тагировна, учитель-логопед МБДОУ 255 г.Ижевск 2021 Дорогие родители! Свершилось! Ваш ребёнок овладел звуком, над которым он так долго работал вместе с логопедом. Теперь, необходимо автоматизировать поставленный звук, сделать его «родным» для малыша, и без Вашей помощи нам не обойтись! Когда, поиграв с ребёнком в кабинете, я предлагаю ему научить маму, папу нашим играм, он печально отвечает, что дома нет таких картинок, и игры не получится. Действительно, сложно сходу подобрать картинки, в названии которых содержится какой — то определённый звук. Я предлагаю Вам вместе с ребёнком начать создание домашней картотеки предметных картинок для игр со звуками, которые помогут вашему малышу:
В этой подборке основное внимание отдано картинкам, в названии которых есть звук Л, Ль. Ваш малыш уже научился произносить эти звуки? Тогда формируем картотеку картинок для весёлых и очень полезных игр. Для этого Вам необходимо распечатать Лист№1, №2 с контурными картинками. Далее, с разрывом во времени, поработайте с каждым Листом в отдельности; с этого момента подключаем ребёнка.
Задания для Листа №1: 1) предложите ребёнку назвать все картинки- убедитесь, что малыш их узнал и понял. 2)попросите ребёнка найти, назвать и раскрасить только те картинки, в названии которых есть –Л-. 3) остальные картинки тоже надо раскрасить, но выполнив Задания: *раскрась картинку, в названии которой первый звук -Ш; *загадка- «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» — раскрась отгадку; *теперь раскрась картинку, в названии которой первый звук К; *где К –в конце; *ту картинку, название которой начинается на Б, заканчивается на Н. (или придумайте свои задания). Задания для листа №2: 1) предложите назвать все картинки, убедитесь, что малыш их узнал и понял. 2)попросите ребёнка найти, назвать и раскрасить только те картинки, в названии которых есть –Ль (улитка, лягушка, лейка, ключ, кленовый лист). 3)раскрась те картинки, в названии которых –Л- твёрдый слышится в конце слова (стол, крокодил); *раскрась того, «кто в дупле живет в тепле» (белка); *то, что съедобно; *раскрась картинку, где Л в середине. (Или придумайте свои задания). Именно в тот момент, когда ребёнок выполняет ваше задание, закрашивая картинки, и происходит: -автоматизация звука, -дифференциация по твёрдости и мягкости, -развитие слухового внимания, мышления, — умения определять позицию звука в слове, -развивается рече-слуховая память, зрительное восприятие. 4)Теперь, когда все картинки раскрашены их необходимо вырезать. Решите, сделаете Вы это сами или вместе с ребёнком. 5)Осталось наклеить картинки на картонные основы размером 8-10 см. Не обязательно покупать картон, используйте упаковки от крупы или конфет (так вы внесёте свой вклад в сохранение природы, и об это тоже стоит поговорить с ребёнком). Готово! У Вас 22 предметные картинки для 1000 и 1 игры! Сложите их в конверт или коробочку, количество картинок обязательно будет пополняться, так же как и количество придуманных уже Вами игр. А пока вот несколько идей для игр с картинками (описание игр тоже можно разрезать и наклеить на картон): 1. «Запрещённый звук» (участвуют картинки, в названии которых есть одинаковый согласный звук, он то и будет «запрещён» для произношения, например-Л-). Ход. Водящий сообщает, что ему запрещено говорить звук Л, и он будет называть картинки без этого звука. Кто узнает и назовёт слово верно, тому отдаётся картинка. Например: …опата-Лопата, кук.. ка-Кукла и тд. 2. «Загадки» (любые картинки). Ход. Карточки лежат картинками вниз. Участники берут их по очереди и объясняют значение слова или словесным способом, (не называя само слово, но объясняя его значение), или при помощи движения, пантомимы. Если у ребёнка нет подобного опыта, роль ведущего берёт на себя взрослый, ребёнок отгадывает слово. 3. «Логическая цепочка» (все картинки). Ход. Карточки раздаются поровну между участниками по 4-5штук. Первая картинка выкладывается произвольно, добавляя следующую картинку игроку необходимо объяснить логическую связь с предыдущей картинкой. Например: ЛАМПА- КНИГА, потому что, когда читаешь должно быть светло, а лампа светит; -КОШКА, в книге стихи про кошку; -ДЯТЕЛ, кошка живая и дятел живой и тд. Таким образом, все картинки выкладываются друг за другом. Игрок, затрудняющийся с ответом, пропускает ход. У кого закончились карточки, тот выиграл. 4. «Рифмы» (любые картинки) Ход. Карточки лежат картинками вверх. Игрок, забирает ту картинку, к которой придумал рифму. Выиграл тот, у кого больше карточек. Например: Кошка-ложка, матрёшка, серёжка; КУКЛА-утка, минутка; ЛАМПА-рампа, фоторамка; БАНАН-баран, Роман, каштан, обман; ЛОПАТА- ушата, мышата, лягушата и тд. 5. «Магазин» (любое количество) Ход. Карточки разложены как на полке магазина, картинками вверх. Продавец предлагает «купить» товар, его стоимость 1, 2, 3 «красивых» слова (прилагательных). Например: покупатель: «Дайте мне, пожалуйста, тёплую, вязаную шапку» -забирает кртинку. -можно устроить «акцию» -продажа 2 (5) вещей по цене одной. Например: Дайте мне, пожалуйста, пять тёплых, вязаных шапок. 6. «Кто больше» (все картинки) Ход. Карточки расположены картинками вниз. Произвольно открывается одна картинка и участники по очереди называют подходящие для неё глаголы (прилагательные), например: ЛАМПУ можно купить, сломать, включить, подарить, починить, уронить и тд.; (ЛАМПА она какая? новая, яркая, тусклая, красивая, дорогая, маленькая, стеклянная и тд). Выигрывает и забирает картинку тот, кто последним называет слово. У кого больше карточек к концу игры, тот победил. 7. «Гном, Великан» (использовать те картинки, от названий которых можно образовать слова с увеличивающим и уменьшающим значением) Ход. Договориться, кто Великан, кто Гном. Затем брать каточки и от имени своего героя рассказывать друг другу, что у вас есть. При этом «Гном» называет предметы «ласково», а «Великан» называет предмет как очень большой. Например: для Гнома-лопаточка, мешочек, бананчик, крокодильчик и тд, для Великана-лопатища, мешочище, бананище, крокодилище и тд. Карточка остаётся у говорившего. 8. «Найди лишнего?» (2-5картинок, в названии которых есть одинаковый согласный звук и 1 картинка, в названии которой этого звука нет, поэтому она и «лишняя») Ход. Предложите ребёнку назвать картинки и послушать, как звучат слова. Спросите, какое слово лишнее? Возникло затруднение? Сами назовите картинки, голосом выделяя одинаковый согласный. Например: кЛубника, мешок, сЛон, кукЛа. 9. «Сочиняем историю» (любое равное количество раздать игрокам) Ход. Участники по очереди выкладывают картинки, придумывая с ними предложения связанные между собой. Задача взрослого следить за логическим развитием действия, направлять ход событий. Не забывайте контролировать произношение поставленного звука в речи вашего ребёнка. Что ещё Вам может пригодиться в ходе игры? Песочные часы или любой таймер. Игра становится более азартной и динамичной, когда есть ограничение по времени- 1,2, 3 минуты, в зависимости от возраста, подготовленности, желания игроков. Весёлых Вам игр и счастливых минут с Вашим ребёнком!
|