Программа дополнительного образования родительского клуба «Научи, играя!» |
Для Мам и Пап | |||
Автор: Изотова Александра Анатольевна Хлынова Екатерина Алексеевна | |||
27.05.2019 14:30 | |||
Программа дополнительного образования родительского клуба «Научи, играя!» Образовательная площадка № 4 ГБОУ «Многопрофильная школа № 1220» города Москвы. Программу разработали:
1. Пояснительная записка. Игра для ребенка дошкольного возраста — наиболее естественный вид деятельности. Знаменитый отечественный психолог Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека». О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Благодаря игре малыш развивает образное и логическое мышление, речь и воображение. Кроме того, в игре ребенок осваивает систему человеческих отношений, в конечном итоге постигает «взрослые» смыслы жизни.
Родители, строящие свои взаимоотношения с ребенком, должны знать, что детская игра на каждом возрастном этапе предстает в своем особом неповторимом обличий. Тип игры зависит от задач, которые актуальны для ребенка. Родителям важно знать особенности каждого типа игры, с тем чтобы учитывать возрастные возможности малыша и посредством подходящей игры развивать его способности. Первый тип игры, наиболее привлекательный для трехлетних малышей, — игра-имитация. Те родители, которые не умеют играть со своими детьми и совершенно не помнят своего детства, легко освоят ее. Для этого достаточно запеленать куклу, покачать ее на руках, спеть ей колыбельную. Или загрузить машинку и отправить ее по дороге. Поначалу детям нужны игрушки, представляющие точную копию реальных предметов: ложечки, тарелочки или молотки, плоскогубцы. Пройдет немного времени, и кирпичик из деревянного конструктора может запросто стать мобильным телефоном. Это уже другой тип игры — символическая игра, важная стадия развития игры и необходимая ступень развития ребенка. Посредством символической игры формируются предпосылки логического мышления, стимулируется воображение. Взрослые могут легко поддержать ее, применив свою фантазию и творчество. Гораздо больше изобретательности потребует от родителей следующий тип игры — сюжетно-ролевая игра. Она заключается в разыгрывании знакомых ребенку ситуаций: дочки-матери, доктор и больной, школа, магазин и т. п. Игра включает в себя не только имитацию чьего-либо поведения, но и элемент фантазии. В сюжетно-ролевой игре дети, проигрывая разные роли, экспериментируют с различными моделями поведения и знакомятся с их последствиями. Игра позволяет детям выражать свои чувства, разрешать внутренние конфликты, учит детей смотреть на происходящее глазами другого человека, понимать его чувства. Игра не единственная деятельность, которая, с одной стороны, увлекает и целиком поглощает ребенка, а с другой — является эффективным средством развития и обучения малыша. Не менее важной является изобразительная деятельность. Ребенок с удовольствием рисует, лепит, вырезает, клеит. Начиная с полутора лет, когда ребенок впервые берет в руки цветной карандаш, он создает рисунки, все усложняющиеся по форме: сначала каракули, бесформенные линии и черточки, потом круг, прямой и диагональный крест. В конце концов отдельные элементы превращаются в изображения знакомых объектов, которые ребенок выполняет вполне сознательно. Родителям приходится пробовать многое самим, воспитывая детей. И чем больше взрослые будут обучаться новому сами, тем более эффективным будет обучение детей. Любое дело будет спориться, если образование ребёнка будет систематичным, интересным и динамичным, именно на этих принципах разработана программа «Научи, играя», в форме мастер-классов и тренингов для родителей она даёт возможность лучше узнать своего ребёнка, его интересы, оценить возможности ребёнка и почувствовать себя «ребёнком». Совместные игры и творческая деятельность ребенка с родителем являются очень мощным фактором, способствующим установлению психологического контакта, и формируют у ребенка чувства защищенности. Данной программой предусматривается игровая деятельность для родителей с детьми. Материал носит системный и плановый характер и распределен от простого к сложному. При составлении программы учтены Федеральный закон «Об образовании», ФГОС, санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15. 05. 2013 года. Для реализации программы созданы условия: музыкальный зал, групповое помещение, кабинет изобразительного искусства, кабинет психолога, педагоги дополнительного образования: музыкальный руководитель, педагог-психолог, педагог по изобразительному искусству. Педагоги дополнительного образования систематически оценивают реакцию родителей на предлагаемый материал, следят за эмоциональным состоянием. Программа рассчитана на один год обучения. Деятельность проводится с малой подгруппой родителей, 2 раза в неделю, и 3 раза в неделю для детей и родителей организуются игровые гостиные, где родителям и детям предоставляется возможность пообщаться с другими детьми и их родителями, поиграть, отдохнуть, почитать, послушать музыку, окунуться в занимательный «мир настоящего детства» Цель программы: гармонизация детско-родительских отношений средствами участия в совместной продуктивной деятельности, повышение грамотности родителей в образовании детей, психологическое просвещение. Задачи программы:
|