КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок» |
Для Мам и Пап | |||
Автор: Мравян Оксана Юрьевна | |||
30.01.2018 02:06 | |||
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок» Это консультация поможет всем родителям в понимании и воспитании своих детей. Какой в действительности ваш ребенок? В чем он нуждается? Эти вопросы раскрыты в трех первых частях книги. В ответах на эти вопросы автор представляет мир глазами ребенка, с его конкретными потребностями, характерными для дошкольного возраста. Практические советы по предметному окружению ребенка в семье предлагаются на основе наблюдений за развитием ребенка. Что в действительности представляет собой ваш ребенок? Раздражались ли вы когда-нибудь из-за того, что кто-то вас торопит? Естественный ритм вашего ребенка гораздо медленнее, чем ваш собственный.
У него не такое восприятие времени, как у взрослых. Дела не кажутся ему столь необходимыми и срочными. Он не может планировать будущее так, как это делаете вы. Ваш ребенок живет тем, что происходит с ним в конкретный момент. Возникает ли у вас чувство обиды, когда кто-то указывает вам, что делать? Желание быть независимым одно из самых сильных чувств вашего ребенка. Он нуждается в вашей помощи и руководстве, но в то же время ему хочется быть независимым, т.е. делать что-либо самостоятельно и так долго, как он того желает. Замечали ли вы когда-нибудь разницу впечатлений оттого, что вам объяснили словами или показали, и действием, выполненным вами? Маленький ребенок познает мир через призму собственных чувств. Чувства вашего ребенка очень сильные: запахи, звуки, формы, цвета и вкусовые ощущения — все это он замечает впервые в жизни, и поэтому они волнуют его с особой силой. Он узнает мир через соприкосновение с предметами этого мира. Помните ли вы свои переживания, когда кто-то, о ком вы заботились, причинил вам боль? Маленький ребенок очень чувствителен. Ваш ребенок еще не научился контролировать свои чувства так, как это могут делать взрослые. И не умея выразить свое состояние, он может скрывать обиду, или выражать ее в противоречивом, раздраженном поведении. Считаете ли вы, что смогли бы, например, научиться играть в теннис, читая книгу, наблюдая за другими или слушая кого-то, рассказывающего вам об этой игре? Маленькие дети учатся, совершая действие. В то время как взрослые могут научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию, ваш ребенок почти всему обучается только через собственное действие. Он активно развивается умственно и физически, интенсивно тренируя свое тело и ум. Будете ли вы хорошо себя чувствовать, если вокруг вас все будет в беспорядке? У вашего ребенка есть сильное стремление к порядку. Ему необходимо жить в среде, где каждая вещь имеет свое собственное место. Ему нужен определенный режим, который вносит порядок в его жизнь. Маленький ребенок может быть глубоко расстроен беспорядками, он даже может заплакать, когда что-то окажется не на своем месте, часто не осознавая причину своего огорчения. Обижались ли вы, когда ваш друг, возможно не сознательно, оскорбил вас? Ваш ребенок обладает сильно развитым чувством собственного достоинства. У него нет чувства перспективы, присущего взрослым. Он не может отстранить от себя личную обиду, проанализировать или объяснить ее самому себе. Для вашего ребенка любое ущемление его достоинства является отрицанием его как личности. Это происходит, когда кто-нибудь называет его никудышным человеком или неудачником. Был ли когда-нибудь в вашей жизни человек, которым вы восхищались и пытались ему подражать? Ваш ребенок, обучается главным образом через подражание взрослым, которые ему близки. Для маленького ребенка родители — образец, которому он подражает в процессе познания жизни. Его отношение к родителям во многом, напоминает поклонение кумиру. Он копирует действия взрослых, и их взаимоотношения, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни. Получали ли вы удовлетворение, когда узнавали что-то новое? Основные мотивации маленького ребенка совпадают с естественной необходимостью роста и развития. Способность к становлению, росту — это способность жить. Ребенок должен исследовать мир, который абсолютно неизвестен ему. Каждый новый предмет, который он открывает и о котором узнает, помогает ему в его познании мира и взрослении. Помните ли вы то удовольствие, которое испытывали, когда, научившись чему-либо, вы хотели повторять это действие снова и снова? Повторение — важный процесс, благодаря которому обучается ваш ребенок. Вполне естественно, что ребенок повторяет некоторые действия много раз подряд. Таким образом он может полностью овладеть ими. Он повторяет действия еще и потому, что они незнакомы и интересны ему. Он восхищен тем, что благодаря его усилиям, может что-то произойти, что он контролирует мир вокруг себя. Просыпались ли вы когда-нибудь с ноющими мышцами, после выполнения нового физического упражнения? Мышцы маленького ребенка совсем не развиты. Вашему ребенку нужно долго расти и упражнять свои мускулы, чтобы они развились вполне. Рост и изменение тела ребенка происходят постепенно. В связи с этим ребенок иногда не может выполнить то или иное упражнение. Приводилось ли вам замечать, что, полностью сосредоточившись, вы обучаетесь быстрее, лучше и с большим удовольствием? Ваш ребенок обладает от природы способностью концентрировать свое внимание на одном предмете. Благодаря этому своему качеству, ребенок может полностью погрузиться в изучение какой-то вещи, если его не прерывать, он будет заниматься самостоятельно достаточно долго. Чувствовали ли вы полное удовлетворение от того, что вами хорошо выполнена какая-то работа? Маленький ребенок предпочитает работать, а не играть. Имея выбор, ваш ребенок предпочтет не играть, а выполнять "настоящую" работу, например, убираться, готовить пищу или ухаживать за цветами. У детей есть глубокая любовь к настоящей полезной деятельности, и они страстно желают разделять тяготы взрослого мира, выполняя значимую и необходимую работу. Они хотят участвовать в жизни семьи и помогать заботиться о них и окружающей их среде. Чувствовали ли вы, что никто по-настоящему не понимает вас так, как вы понимаете себя сами? Ваш ребенок "эгоцентричен, это значит, что он, главным образом, знает о своих, собственных, чувствах и желаниях, и у него еще нет развитого, истинного понимания чувств других людей. Настоящее чувство понимания и внимательное отношение к другим — это качество, присущее взрослым, которое развивается многие годы. Новорожденный ребенок знает только себя самого. В течение многих лет, в результате социальных контактов, ребенок постепенно развивает свои представления о других. Чувствовали ли вы небольшое сожаление после того, как выполнили очень увлекательную работу? Ваш ребенок главным образом интересуется процессом выполнения дел, он не очень заботится о конечном результате. Хотя конечный продукт может понравиться ребенку, и он порадуется своему успеху и завершенности действия, но настоящее удовольствие ребенок получает от процесса самостоятельного выполнения работы. Заинтересованность в достижении поставленных задач, присущая взрослым, не поглощает внимания маленького ребенка, он целиком и полностью погружается в настоящий момент выполнения действия. Приходилось ли вам когда-нибудь почувствовать, что вы уже "не молоды" для того, чтобы изучить что-нибудь новое? У маленького ребенка есть определенные сензитивные периоды, когда ребенок наиболее восприимчив к тем или иным способами, видам деятельности. В жизни ребенка сензитивные периоды длятся определенное время. Для взрослых, очень важно определить, какой этап переживает ребенок, и помочь ему овладеть необходимой деятельностью в наилучший для него период. В чем нуждается Ваш ребенок? Вашему ребенку необходимы любовь, сердечное тепло, защита. Маленький ребенок во многом зависит от взрослых, но самое главное для него — чувствовать, что взрослые любят его и заботятся о нем. Проявления нежности, ласки выражают вашу любовь к ребенку и являются жизненно необходимыми для его развития. Эти знаки любви должны быть всегда естественными и никогда не навязываться ребенку. Вашему ребенку необходимее, чтобы к нему относились с уважением. Вашему ребенку важно, чтобы его выслушивали взрослые. Ему необходимо видеть, что его собственные чувства и мысли считаются немаловажными и заслуживают внимания. Он должен чувствовать себя полноправным членом своей семьи. Это совсем не означает, что он должен "добиваться своего"; у ребенка нет стремления тиранить, а есть только желание участвовать в жизни семьи. Вашему ребенку требуется понимание. Вашему ребенку важно чувствовать, что вы его понимаете, хотя и не всегда можете согласиться с ним. Найдите время для того, чтобы выслушать ребенка, обдумать, а, возможно, и измениться в ответ на его мысли и чувства. Именно это помогает вашему ребенку развить чувство собственного достоинства, а его любовь и уважение к вам возрастает. Вашему ребенку необходима свобода для исследования окружающего его мира. Ваш ребенок нуждается в открытом пространстве как в доме, так и на улице, в котором можно передвигаться совершенно свободно. Вашему ребенку необходима свобода для познавательной деятельности. В окружающей его среде должны быть такие предметы, которые ребенок мог бы свободно брать руками и манипулировать ими без помощи взрослых. Ваш ребенок нуждается в разумных правилах, и ограничениях, которые вводятся в его жизнь четко и последовательно. Социальное общение ребенка невозможно без ваших знаний. Его нужно научить жить в согласии с другими людьми. Правила и ограничения должны быть разумные и гибкие, чтобы ребенок мог принять их и следовать им с легкостью. Обоим родителям необходимо согласовать эти правила и предложить ребенку для четкого соблюдения. Такие правила помогают ребенку чувствовать себя уверенно в отношениях с другими и в окружающей среде. У вашего ребенка должно быть достаточно времени для исследования мира и развития самостоятельности. Ребенка не следует торопить, так как его восприятие времени отличается от восприятия времени взрослого. Позволяя ребенку исследовать его мир не торопясь, вы даете ему возможность изучать предметы и явления в естественном для него темпе. Ребенку необходимо достаточно времени для выполнения самостоятельных действий без вмешательства взрослых. Ваш ребенок нуждается в упорядоченной среде и определенном режиме. Маленькому ребенку мир представляется хаосом непознанных вещей. Подрастая, он исследует свой мир и многое узнает о нем. Для того чтобы понять смысл окружающего, ребенку необходима упорядоченная среда и благоприятная атмосфера, в которой он живет и растет. Родители, которые умеют создать такой порядок для своего ребенка, дают возможность ему развиваться естественным, здоровым образом и помогают в понимании и познании жизни. Для ребенка должно быть естественным ощущение успеха. Всякий раз, когда ваш ребенок в чем-либо преуспевает, у него возникает чувство удовлетворения, и это способствует дальнейшему развитию его ума и тела. Взрослые могут создать условия, чтобы ребенок был в состоянии, как правило, с успехом выполнять различные действия. Ваш ребенок, нуждается в похвале и поощрении. Искренняя похвала и поощрение со стороны взрослых помогают вашему ребенку чувствовать себя уверенно. У него возникает чувство собственной значимости, которое побуждает его продолжать попытки в познании мира. Ребенку не требуется слишком, много похвалы или фальшивого восторга — все это только во вред. Но несколько искренних, теплых слов или жестов, оценивающих его усилия или личные качества очень важны для вашего ребенка. Вашему ребенку важно понять, "кто он", и осознать, что он уникален. Каждый из нас чем-то отличается от других. Ощущение своей неповторимости и уникальности важно для развития вашего ребенка. Ему необходимо почувствовать свою особенность в чем-либо, а также, чтобы это было признано другими, в первую очередь родителями. Ваш ребенок нуждается в общении с людьми. Маленькому ребенку недостаточно только присутствия других людей, ему нужно общаться с ними, делать что-либо совместно. Ваш ребенок хочет, чтобы бы уважали его как личность и включали в свою жизнь. Ему необходимо, чтобы другие дети и взрослые были рядом. Благодаря этому, он становится более коммуникабельным и получает удовольствие от общения с разными людьми. Вашему ребенку необходима окружающая среда, которая стимулирует его развитие. Маленький ребенок проявляет безграничное любопытство, ему необходима развивающая окружающая среда, где бы он мог свободно исследовать и изучать. Такая среда создается преимущественно родителями. Они могут обеспечить ребенка соответствующими материалами дома, а также посещать с ним разные интересные места. Как и во всем, здесь важно сохранять чувство меры. Вашему ребенку необходимо время для того, чтобы исследовать что-либо, прежде чем он будет готов к изучению следующего, неизвестного предмета. Чтобы развивать свой ум и тело, ваш ребенок нуждается в правильно организованной окружающей среде. Поскольку ваш ребенок познает мир, главным образом, посредством органов чувств, переходя от одного уровня сложности познания к другому, ему нужна окружающая среда, соответствующая потребностям его развития на данном этапе. Познание ребенком окружающего мира будет осуществляться естественно и без особых усилий, если вы знаете, какими предметами, материалами его следует обеспечить. Он будет обучаться самостоятельно при минимуме руководства с вашей стороны. Как вы можете помочь вашему ребенку? Относитесь к вашему ребенку с уважением и пониманием. Когда ребенок хочет рассказать вам что-либо, будьте готовы выслушать его и старайтесь наклониться или сесть так, чтобы вы смотрели друг другу в глаза. Постарайтесь понять мысли и чувства вашего ребенка и принять их во внимание в вашей семейной жизни. Помните, что кажется незначительным для вас, может быть очень важным для вашего ребенка. Посвящайте, по возможности вашего ребенка в свои планы и решения. Дайте ему почувствовать, что он равноправный член семьи. Будьте уступчивы в отношениях с вашим ребенком. Маленькие дети растут и развиваются очень быстро. В отношениях с ребенком нужна гибкость. Родители должны соотносить свои правила и требования с меняющимися потребностями ребенка. Решения об изменении правил следует принимать совместно обоим родителям и обсуждать их с ребенком. Вводя определенные правила, оставляйте место для свободы действий ребенка. Руководство ребенком и его безопасность должны обеспечиваться четкими и разумными правилами. Ребенка следует познакомить со всеми правилами, давая краткие разъяснения в случае необходимости. Если правила тщательно продуманы и регулярно выполняются ребенком, он принимает их без затруднений. Если ребенок не принимает правил, их следует еще раз обдумать и внести возможные изменения. Очень часто семейные обсуждения правил, в которые участвует ваш сын или дочь являются хорошим средством усвоить их для ребенка. Помните о том, что ребенку свойственно другое восприятие времени. Когда ваш ребенок находится рядом с вами, постарайтесь выполнять ваши дела размеренно и обдуманно. Спланируйте заранее таким образом, чтобы вам не пришлось торопить вашего ребенка. Расскажите ему подробно о предстоящем событии, например, о посещении магазина, для того чтобы ребенок мог самостоятельно нему со свойственной ему скоростью. Постарайтесь уделить ежедневно немного времени для совместной деятельности с вашим ребенком. Эти занятия должны быть спокойными и приятными для вас обоих. Рассчитайте время, чтобы ребенок смог довести начатое дело до конца. Если деятельность становится сложной или утомительной, вы можете помочь ребенка завершить ее, но никогда не выполнять что-либо за него. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Позволяйте ребенку действовать и поощряйте его выполнять то, к чему он готов и что может выполнить самостоятельно. Учите его самостоятельно есть, одеваться, выполнять несложную работу, например, вытирать пыль, собирать листья, поливать растения и т.д. Покажите ребенку каждое действие медленно и просто, употребляя как можно меньше слов. Попросите его повторить ваши действия самостоятельно, не исправляя ошибок. Если ребенок еще не готов для какой-то работы, отложите ее на другое время и научите потом. Дайте вашему ребенку время освоиться и поупражняться в каждом виде деятельности. Разрешайте ему помогать вам по дому, если он того желает, но никогда не заставляйте делать что-либо насильно. Дети любят такую работу и обычно выполняют ее с удовольствием. Не переделывайте работу ваш, его ребенка в его присутствии, принимайте все, что он способен сделать, доброжелательно. По возможности обеспечьте вашему ребенку свободу выбора. Родители, которые позволяют своему ребенку осуществлять собственный выбор, уважают индивидуальность ребенка и его потребность в свободе. Например, вы можете спросить ребенка, какое мороженое он хочет, ванильное или шоколадное; хочет ли он поиграть с другом или пойти в парк; какую рубашку он хочет одеть красную или голубую; хочет ли он положить на стол салфетки или расставить стаканы. Умение делать выбор — это важная часть становления личности. Создавайте вашему ребенку условия для достижения успеха. Поскольку вы наблюдаете за своим ребенком, вы, как правило, знаете, что он умеет делать, а что нет. Дайте ему возможность делать то, что он может выполнять без особых усилий и ошибок. Помогите ему, продемонстрировав медленно и детально, как надо выполнять действия, каждый раз позволяя ребенку выполнить их самому. Хвалите ребенка за его удачи, не придавайте значения ошибкам и переделайте вещи, в работе с которыми ребенок испытывает затруднения. Часто вы можете руководствоваться интересом, который проявляет ваш ребенок к чему-либо; настоящий интерес — сильнейший стимул к обучению. Постарайтесь быть доброжелательными во взаимоотношениях с вашим ребенком. Найдите другой путь общения с ребенком, отказавшись от употребления таких слов, как "не делай", "не мешай", "не надо", "нельзя" и "неправильно". Если, например, он стучит кулаками по столу, спокойно объясните ему, что стол предназначен для еды, а чтобы поупражнять свои руки, он может полепить из пластилина, и предложите ему это занятие. Если ваш ребенок, вытирая стол, не заметил пятна, вам следует только указать на него или сказать: "Еще одно пятно убрать, и стол будет безупречно чистым". Ваши замечания делают ребенка неуверенным в себе; одобрение и похвала помогают ему чувствовать себя самостоятельным и способным человеком. Когда вы разговариваете со своим, ребенком, ваша речь должна быть точной, лаконичной. Вы ощутимо разовьете способность ребенка правильно выражать мысли, если будете следить за своей речью. Маленький ребенок постоянно изучает новые слова, расширяя свой словарный запас и развивая способность общения. Помогите вашему ребенку изучить названия окружающих его предметов, употребляя их в своей речи. Вместо фразы: "Дай мне, пожалуйста, вон ту вещь, которая лежит вон там", вы должны сказать: "Дай мне, пожалуйста, красную книгу, которая лежит на краю стола". Всякий раз, когда это возможно, позволяйте вашему ребенку использовать реальные предметы. Игрушки, которые выглядят, как настоящие предметы, но не действуют, как реальные, расстраивают маленького ребенка, приводят его в замешательство, а иногда могут рассердить его. Он может подумать, что неспособен обращаться с настоящими, реальными предметами. Ваш ребенок предпочитает использовать предметы, которые он часто видит у взрослых. Небольшого размера совок для мусора и щетка, маленькая губка и тазик, небольшие грабли и тяпка — отличные обучающие средства для вашего ребенка. Он может выполнять настоящие задания, помогать в домашней уборке. Освоение и выполнение важной работы вызывает у ребенка подлинное чувство удовлетворения. Помните, что вы образец вам ваш ребенок подражает и у вас он учится. Ваш маленький ребенок проводит большую часть своего времени в вашем присутствии. Он учится, глядя на вас и подражая вам. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был любящим, честным, великодушным, аккуратным — будьте сами такими же. Когда ребенка постоянно шлепают или ругают, он учится вести себя также по отношению к другим. Родители должны осознавать то огромное влияние, которое они оказывают на жизнь ребенка и на формирование его личности. Разрешайте вашему ребенку общаться с другими детьми. Ваш ребенок нуждается и получает удовольствие от общения с ровесниками и детьми другого возраста. До трех лет дети редко общаются друг с другом или показывают осведомленность о других как об отдельных личностях. Тем не менее, самостоятельное общение ребенка с другими детьми, даже до трех лет, может помочь вашему ребенку научиться ладить с другими и получать удовольствие от их общества. После трех-четырех лет такие контакты с другими детьми способствуют его интеллектуальному росту и необходимы для его социального развития. Создайте вашему ребенку окружающую среду, которая соответствует его потребностям. Родители, зная возможности ребенка в данный период, могут предоставить ему материалы (предметы) и виды деятельности, способствующие в значительной степени его росту и развитию. Маленьким детям можно дать небольшой таз с водой и несколько пластиковые бутылок, губки, воронки для переливания; также могут быть использованы коробка с песком, ведро, совок, бидон, ракушки и галька для сортировки и счета, пластилин и кухонный нож, скалка и пуговицы и т.п. Выделите вашему ребенку место и стол для работы. Неторопливо продемонстрируйте ему новые материалы (предметы) и дайте ему время для знакомства с ними, прежде чем предложить ему что-нибудь еще. Педагогические книги, журналы и сами воспитатели могут помочь вам выбрать подходящие материалы для вашего ребенка. Если это возможно, подыщите хорошее дошкольное учреждение для вашего ребенка. Большинство экспертов отмечают огромное значение возрастного периода от рождения до шести лет в формировании личности. Установлено что родители и домашняя обстановка оказывают наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, а хороший детский сад может существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии. Опытные профессионалы могут оказать специальную помощь, которая невозможна в семье, они могут уделить ребенку больше внимания, на которое у родителей не всегда хватает времени. В идеале, родители и дошкольное учреждение должны работать согласованно для пользы ребенка. Предметы, изучаемые в школе, могут быть закреплены дома. Преемственность в работе семьи и детского сада помогает вашему ребенку чувствовать себя уверенно и быть способным понять мир и жить в нем.
|