Мачу-Пикчу - Священный город-крепость инков |
Для Мам и Пап | |||
Автор: Главный Редактор | |||
26.07.2016 22:41 | |||
Жемчужина инкской культуры - город-крепость Мачу-Пикчу, уникальный памятник древней архитектуры уже четверть века как объявлен ЮНЕСКО культурным достоянием человечества. Он давно нуждается в защите от воздействия природных явлений и последствий жизнедеятельности человека. История
В 120 км северо-западнее древней столицы империи инков - города Куско, впоследствии ставшего столицей вице-королевства и давшего название одноименному департаменту, на высоте 2900 метров над уровнем океана находятся развалины древнего города возле горы Мачу-Пикчу. "Восьмое чудо света", как принято называть Мачу-Пикчу, отделено от остального мира обрывами высотой около 700 м. Оно расположено на краю глубокой пропасти, основания которой омывает река Урубамба. Название Мачу-Пикчу на языке кечуа означает Старая гора. Поблизости находится другая гора Уайна-Пикчу (Молодая гора), которую иногда называют Сторожевой башней. Начало строительства города относится примерно к 1600 году до нашей эры, когда уже существовали другие высокоразвитые государства и культуры Египта, Крита, Греции, Китая. В разное время тут были различные государства, которые канули в историю, сменяя друг друга. Покинут город был в конце первого тысячелетия новой эры. Главная часть исторического города занимает территорию 7 квадратных километров. Это целый комплекс из 25 объектов. Развалины города тоже получили название Мачу-Пикчу. Здесь находятся руины храма Солнца, строения городских служб, дома храмовых служительниц девственниц - эскохидас. Рядом священная площадь, храм трёх окон, акведуки, пробитые в камне, более сотни лестниц и множество других объектов. Многие здания были построены из мрамора. Наибольший интерес посетителей обычно привлекает камень Солнца - Интиуатана, служивший инкам солнечными часами. С помощью Интиуатана они определяли время суток и годы; от него зависели начало сезонных сельскохозяйственных работ, объявление войны или начало праздников. Особое впечатление на посетителей обычно производит выделяющийся изяществом комплекс жилых помещений, получивший название "Царская группа". Есть мнение, что это уменьшенный вариант гигантских царских дворцов в Куско и в других центрах империи инков. Тайны Над разгадкой истории и назначения некогда существовавшего города давно работают историки, археологи, астрономы и учёные других областей науки. Со всех сторон сюда приезжают ежегодно сотни тысяч людей, чтобы посмотреть уникальные руины города, претендующего называться "восьмым чудом света". В верхней, боковой части соседней горы, обращённой к развалинам города, просматриваются горизонтальные полосы с вертикальными и горизонтальными линиями, которые напоминают древний орнамент индейцев. Известно, что у инков имелся до конца неразгаданный орнамент-письменность, состоящий из прямоугольников, квадратов и ступенчатых линий. Они встречаются в Перу на некоторых деревянных и глиняных кубках индейцев керос. Исследования показывают, что внутри горы Уайна-Пикчу имеется большое пустотное помещение, от которого вверх и вниз идут подземные ходы. У основания горы имелся вход, ведущий к пещере в центре горы. Сейчас он замурован. Предположительно в этой пещере могут находиться древние артефакты. Над пещерой в своё время находилось смотровое отверстие, что и дало название горе - Смотровая башня. Кроме того, со стороны города на Уайна-Пикчу при определённом угле освещения просматривается фигура мужчины почти во всю высоту горы. Есть основания предполагать, что под городом пролегают древние подземные тоннели, в которых могут находиться письменные материалы, способные дать ответ на многие вопросы исследователей. Открытие Испанские конкистадоры, захватившие в XVI веке территорию современного Перу, так и не смогли обнаружить эту крепость, в которой укрылись инки, не желавшие подчиниться иноземному господству. Более трехсот лет Мачу-Пикчу был в полном смысле слова "потерянным городом", поскольку никто не подозревал о его существовании. Считают, что последние обитатели Мачу-Пикчу скончались к началу XVII века. А открыт он был американцем Хирамом Бингемом только 24 июля 1911 года. Произведенные под руководством этого ученого четырёхлетние раскопки и работы по очистке территории от растительности позволили увидеть построенные на горном склоне сотни каменных зданий и множество других сооружений - лестницы, переходы, пещеры. Все это и образовало хорошо защищенный город-крепость, о происхождении которого споры продолжаются и по сей день. Бингем не только открыл Мачу-Пикчу, но и вывез из Перу 3 тысячи золотых изделий инкской цивилизации, хранящихся ныне в музее Йельского университета (США). Гипотезы Первооткрыватель Мачу-Пикчу Xирам Бингем решил, что это и есть удивительный "потерянный город", в котором вождь инков Манко и его сторонники укрылись в 1533 году, когда их империя была завоевана Испанией. В них, по мнению ученого, они и жили в течение сорока лет. Поскольку Бингем обнаружил в могилах в районе Мачу-Пикчу множество женских скелетов, это навело его на мысль, что город служил последним прибежищем "ахльякуна" (дев Солнца) - самых красивых девушек, собранных сюда со всей империи. Этих избранных женщин обучали выделывать тончайшие ткани, варить маисовое пиво, называемое чичей, и готовить еду для Сапа-инки, верховного правителя. Из них отбирали наложниц инкского правителя. Но это всего лишь романтическая гипотеза: позднейшие исследования показали, что фактически в захоронениях Мачу-Пикчу мужских скелетов в действительности было больше, чем женских. Однако две другие гипотезы по-прежнему находят широкую поддержку. Одна из них заключается в том, что Мачу-Пикчу был военной крепостью, предназначенной для защиты от нападений диких племен, обитавших в окрестных джунглях. По другой гипотезе - многие здешние сооружения имели церемониальное и религиозное назначение. Ряд исследователей считают, что Мачу-Пикчу был административно-экономическим центром, задачей которого было контролировать торговлю листьями коки для столицы Куско. Возможно, отсюда в джунгли отправлялись экспедиции для её сбора. На поезде… До восхода солнца ещё полчаса, но у входа на железнодорожный вокзал Сан-Педро в Куско, бывшей столицы индейского государства Тиуантинсуйо, обычно в это время уже образуется небольшая очередь. Здесь продают билеты на поезд до Агуа Кальенте (Горячая вода). Составу, состоящему из семи вагончиков, предстоит преодолеть по узкоколейке около 100 километров, но, чтобы это сделать, нужно будет четыре раза изменить направление движения: ехать то вперед, то назад и все время вверх, на перевал высотой 3600 метров над уровнем океана. Этот поезд служит для перевозки простой публики. В Мачу-Пикчу из Куско автобусы не ходят, и поэтому туристы вынуждены платить за проезд немалые по местным реалиям деньги. Другой поезд с рестораном служит для состоятельных клиентов. Это обойдется в два раза дороже. А для самых "крутых" - дрезина с кондиционером, кельнерами и прочими удобствами, все за 70 долларов в оба конца. Поезд добирается до станции назначения к полудню. Большинство туристов тут же пересаживаются в небольшие автобусы и отправляются к Мачу-Пикчу. Их задача - обежать с экскурсоводом крепость часа за два и к вечеру успеть вернуться на поезде в Куско. Но этого времени, конечно, очень мало, чтобы ознакомиться со священным городом инков. …или верхом на ламах Особенно яркими впечатления будут у тех путешественников, кто воспользуется услугой туристического бюро города Куско: подъем к городу инков Мачу-Пикчу верхом на ламе. За пределами Южной Америки ламы стоят довольно дорого. Далеко не все зоопарки могут позволить себе приобрести это экзотическое животное. Но на перуанских плоскогорьях ламы - обычный домашний скот. Такой же, как в России коровы. На них перуанские крестьяне перевозят грузы, вяжут из их шерсти свитеры и пончо. Ламы дают густое и жирное целебное молоко. Зачастую они - основной источник пропитания для перуанцев, живущих в горных районах страны. Но для многих иностранцев ламы - нечто невиданное. Каждому путешественнику хочется дотронуться до ламы рукой, потрепать её лохматую гриву. Если собирается группа не меньше десяти человек, такой подъем обходится каждому в 25 долларов. Путь от Куско до Мачу-Пикчу и пешком достаточно утомителен - ведь приходится идти всё время в гору, не хватает кислорода. Но добираться до полуразрушенных дворцов верхом на ламе гораздо интереснее. Причем управлять ламой совсем не нужно. Она сама знает дорогу наверх, идет спокойно и размеренно, наездника уважает и не брыкается. Так что поводья можно вообще отпустить. С дорожки, по которой ламы мерно цокают копытами, видны вечно заснеженные вершины хребта Урубамба и подернутая белесой дымкой долина, где хаотично разбросаны кварталы старого Куско. Покачиваясь на спине животного, туристы любуются окружающим пейзажем и начинают понимать, что инки ценили красоту и потому выбрали для строительства Мачу-Пикчу именно это место. Спуск вниз осуществляется уже не на ламах, а на комфортабельном автобусе с мягкими креслами. Вниз лам поводыри ведут налегке. Затем животных кормят, поят и дают им отдохнуть. Но не более часа, потому что своей очереди уже дожидается следующая группа экскурсантов. Сохранить чудо Ученые считают, что "восьмому чуду света" угрожает опасность. Частые ливневые дожди вызывают оползни, которые уже затронули "народный квартал" города и площадь Обелиска Солнца. Не меньшую опасность представляет, казалось бы, безобидная трава кикуйо, завезенная в Перу из Африки и посеянная для выпаса скота у подножия горы. Это растение настолько хорошо приспособилось к местным условиям, что пускает корни прямо в скалах, взобралось по склонам уже до самого города, разрушая вековые камни, из которых он сложен. Перуанские власти призвали экспертов международных организаций изучить пути спасения Мачу-Пикчу и оказать Перу помощь в её сохранении. Иначе крепость рано или поздно просто превратится в груду развалин... КСТАТИ Дата основания Мачу-Пикчу перестала быть загадкой для ученых. С помощью датировки радиоуглеродным методом и ряда других исследований, проведенных в последнее время, сотрудники Национального института культуры Перу определили, что город-крепость начали строить в 1450 году, когда у власти был Верховный инка Пачакутек (1438-1471). Тем самым были опровергнуты теории, приписывавшие Мачу-Пикчу более чем тысячелетнюю историю, и версии, что крепость построили для противодействия испанским завоевателям. Теперь считается, что загадочный город строили для приюта около тысячи человек, в которых нуждался Пачакутек, именуемый "великим строителем" и считающийся основателем империи инков. Исследования выявили, что Мачу-Пикчу был административным центром новой земледельческой зоны. Однако по причинам, не выясненным до сих пор, инки покинули город так же, как соседние горы Уайна-Пикчу и Эль-Мандор, где тоже обнаружены следы древней культуры. Из всех городов, сооруженных инками, Мачу-Пикчу считается одним из красивейших. Рашид Габдуллин
|