Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

"Таланты детей на кончиках их пальцев" (обучающее занятие для родителей)
Для Мам и Пап
Автор: Коростелева Татьяна Ивановна   
09.02.2015 20:24

Уважаемые родители, тема сегодняшней нашей встречи «Игры на развитие мелкой моторики рук», цель –раскрытие актуальности и значимости развития мелкой моторики рук для детей, стоящих на пороге школы.

Я думаю, что каждого из вас уже сейчас волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить к школе и обеспечить успешность его обучения? Сегодня мы с вами рассмотрим один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Что же необходимо понимать под «мелкой моторикой руки»?! Мелкая моторика рук – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий таких важнейших систем организма человека, как нервной, мышечной и костной.

С давних времен известно, что уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это подтверждают и высказывания известных людей. Так великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», а ярчайший философ И.Кант утверждал, что «рука – это вышедший наружу мозг человека». И исследования современных физиологов подтверждают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях и подушечках пальцев рук, поэтому утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Т.е., развитие детей происходит под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев, поэтому, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. От учителей часто приходится слышать: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только речь и рука плохо развиты. Не могут четко выразить свою мысль, пишут медленно, неуверенно, не видят строки, не соблюдают интервал между буквами и т.п.». Развитый мозг и неразвитая рука, а, следовательно, и речь – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать вас, родителей, в панику. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать, выполняя при этом основное правило – работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться систематически, только в таком случае может быть достигнут наибольший эффект.

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют различные приемы и методы. Но мы сегодня подробно остановимся на пальчиковых играх и упражнениях. Какие же их виды существуют? Это игры-манипуляции, игры и упражнения с элементами самомассажа, сюжетные пальчиковые игры, кинезиологические пальчиковые игры и пальчиковые игры и упражнения с предметами и материалами. Рассмотрим каждый из этих видов подробнее. Самые простые игры знакомые ребенку с момента его рождения - это игры-манипуляции. Они включают в себя круговые движения пальца по ладони, выпрямление и сгибание пальцев по очереди. Такие игры используются для снятия мышечного и психологического напряжения, развития умения управлять своими пальчиками. (Показ игр «Сорока», «Моя семья», «Сонные пальчики», «Мальчик-пальчик, где ты был?»)

Следующий вид  игры и упражнения с элементами самомассажа. Такие игры включают в себя массаж подушечек и фалангов пальцев и ладонных поверхностей. При этом используют традиционные для массажа движения: растирание, надавливание, вытягивание, пощипывание. Движения выполняют от периферии к основанию. (Показ массажа подушечек пальцев - «прижимающий», «растирающий»

Шел медведь к своей берлоге да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил я на зиму накопил», -

Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки любят есть медок без спешки.

А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

Массаж фалангов пальцев - «вытягивающий»-«Рукавички»; ладоней – растирающий - «Погреем руки»; пощипывание - «Гуси щиплют травку», комплексный массаж рук- «Капуста», «Разотру ладошки сильно») Кроме того, хорошо снимает мышечное напряжение, укрепляет и повышает эластичность мышц массаж с помощью различных предметов (показ приемов массажа):

· Прищепка (прищемляем ногтевые фаланги пальцев, но обязательно проверьте силу «кусания» сначала на себе)

Вот проснулся, встал гусенок. Пальцы щиплет он спросонок:

«Дай, хозяйка, корма мне. Раньше, чем моей родне.»

· Массажный мяч, шишка, грецкий орех, камешек и т.п.

Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.

А теперь последний трюк: мяч летает между рук.

· Шестигранный карандаш

Веселые пальчики любят поиграть.

Красивый карандашик в руках покатать.

И катаю, и катают, и не устают.

Через пальчик пропускают, песенку поют.

Все, устали пальчики, хотят отдыхать.

Положим карандашики, не будем их катать.

· Крупные бусы, четки

Такие игры и упражнения служат для укрепления мышц рук, снятия напряжения и мышечной усталости, активизации нервных окончаний.

Один из любимых детьми видов пальчиковых игр – сюжетные Они включают в себя разнообразные движения кистей и пальцев рук и служат для развития их ловкости и координации движений, концентрации внимания, памяти, воображения, что так необходимо при обучении детей в школе. (Показ игр «Как у бабушки Наташи», «Кошкин дом», «1,2,3,4,5, - мы во двор пошли гулять», «Бабушка кисель варила»)

Кинезиологические игры –их называют «гимнастикой мозга», потому что они активизируют межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, повышают стрессовоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, т.к. их выполнение требует особой сосредоточенности и концентрации. Что же это за игры? (Показ игр «Колечки», последовательность усложнения игры «Кулак-ребро-ладонь»

(«Ладонь-кулак» - сначала одновременно:

Руки, как глазки, закрылись – открылись,

Словно из сказки они появились.

затем поочередно:

Один кулак – одна ладошка. Ты поменяй их быстро, крошка.

Теперь ладошка и кулак, и все быстрее делай так.), «Ухо-нос».

Для развития подвижности и координации кистей и пальцев рук используют такие игры как «Симметричные рисунки», «Горизонтальные восьмерки». Помимо массажа и пальчиковых игр для развития мышц рук и координации их движений, снятия мышечного и нервного напряжения и подготовки руки к письму используют игры и упражнения с различными материалами и мелкими предметами:

· конструирование из счетных палочек;

· лепка из пластилина, соленого теста, теплого воска;

· обрывание бумаги разной плотности фактуры;

· сминание и разглаживание ладонью и пальцами листа бумаги;

· оригами;

· аппликация из природного материала;

· выкладывание из камешков, круп, косточек, ягод, плодов и семян различных изображений;

· завязывание бантов и узлов;

· игры с клубочками ниток;

· работа с любыми видами мозаик и конструкторов и т.п.

Такие игры и упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, мышление, устраняют психическую напряженность, благотворно влияют на мозг и нервную систему. Главное – учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание, возможности. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут только разочарование и раздражение. Нужно позаботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и приносила ему только положительные эмоции  и тогда вместе с развитием мелкой моторики рук, будут развиваться мышление и речь, а, следовательно, отпадут проблемы в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшем.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год